Западные санкции несут обратный эффект: вместо того, чтобы рассорить кремлевскую элиту, они упрочили позиции сторонников жесткой линии в Кремле. Произошла реконфигурация сил, и у президента РФ Владимира Путина появились новые приближенные. Об этом пишут британские СМИ (подробности в обзоре корреспондента NDNews).
The Financial Times пишет, что после ареста главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова предприниматели боятся попасть под горячую руку, и даже член бюро Высшего совета партии «Единая Россия» Александр Шохин предпочел отправить обращение президенту Путину (с просьбой об освобождении олигарха – прим. «НР») через курьера, нежели явиться самому. И, несмотря на то, что Кремль отрицает политизированность дела Евтушенкова, в результате геополитического кризиса вокруг Украины и давления санкций изменилась «игра в российских коридорах власти». Издание отмечает, что помимо усиления позиций главы «Роснефти» Игоря Сечина влияние обрел и президент «РЖД» Владимир Якунин.
Долгое время наравне с ними ценились «технократы» и экономические советники – премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, его заместитель Игорь Шувалов. Последние помогли Путина защитить частное предпринимательство, важной целью было улучшение инвестиционного климата страны. Однако, как отмечают эксперты, в условиях украинского кризиса эти «прагматические советники» с трудом удерживают позиции, стараясь напоминать о себе президенту. Из-за отсутствия хороших активов, легких кредитов и иностранных инвестиций эта группа мало что может предложить.
Возможно, следствием будет то, что глава счетной палаты Татьяна Голикова сменит Медведева на посту премьер-министра, не исключает издание. На этой неделе произошла встреча Голиковой с Путиным, на которой президент сказал, что ожидает от нее разработанную программу развития экономики в ответ на санкции. Некоторые видят в этом намек на повышение Голиковой.
Получается, что западные санкции дают обратный эффект – вместо раздора среди элиты и смены путинского курса налицо укрепление силовиков, пишет The Financial Times.
Deutsche Welle считает, что западные санкции сильно повлияли на расстановку сил в Кремле. Многие сравнивают поглощение «Башнефти» с делом «ЮКОСа» (часть последнего также отошла к «Роснефти»). Эксперты полагают, что позиции Сечина, как и других представителей круга Путина, сегодня особенно сильны.
По мнению американского политолога Иана Бреммера, «ястребы» сейчас на взлете», подразумевая влиятельных представителей Кремля. Как считает Бреммер, в условиях конфронтации с Западом президенту Путину важнее решать геополитические, а не экономические вопросы. Он также отметил, что т.н. «голуби», работающие в экономическом блоке, не имеют реального влияния – исключение составляют министр финансов Антон Силуанов и глава Центробанка Эльвира Набиулина. Однако и они обладают политическим весом не потому, что независимы, а так как их интересы сохранить финансовый суверенитет совпадают с президентскими.
Как выразился российский политолог Евгений Минченко, особенно усилились позиции «трех ястребов» – главы администрации президента РФ Сергея Иванова, министра обороны Сергея Шойгу и Игоря Сечина. Все трое (косвенно и Сечин) – представители т.н. «силового блока». Также, по мнению Минченко, «за счет ослабления на внешних рынках экономические компенсации получили основные экономические операторы «Политбюро», это братья Ковальчуки, братья Ротенберги и Геннадий Тимченко».
«Фигуры остались в целом те же. Произошла лишь их реконфигурация», – отметил Минченко. Санкции не столько ударили по политическим элитам, сколько усилили зависимость отдельных лиц от президента Путина.
Однако, по мнению политолога, если бы «ястребы» одержали победу, российские войска уже вошли бы в Киев. К тому же, не вполне верно, что «ястребы» – монолитная группировка. Скорее, Кремль состоит из конкурирующих групп влияния.
Однако, подытоживает издание, не стоит переоценивать силы «ястребов». Как высказался Бреммер, «было бы ошибкой приписывать людям, приближенным к Путину, слишком много влияния на сегодняшнюю политику России». «Эта политика идет не столько от окружения Путина, сколько от него самого», – заключил эксперт.
Софья Метелкина
Новый Регион