На заседании совета по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Хакамада выступила перед Путиным и рассказала ему, что нынешняя внутренняя политика губительна для страны.
В четверг по социальным сетям широко разошлась видеозапись выступления, в котором политик в довольно резких выражениях описала ситуацию с положением среднего класса и отношение тех, кто «создает рабочие места» к экономической и политической обстановке в России сегодня.
Хакамада начала с того, что объяснила: ближайшие год-полтора будут ключевыми для России, поскольку в один момент сошлись сразу две внешние проблемы (украинский и сирийский кризис) и одна внутренняя — «поиски экономического дна». Продолжила она почти что угрозой.
«Я прекрасно понимаю, что у вас огромный рейтинг, 85% поддержки среди населения в связи с многими событиями. Но те, кто обеспечивают этот рейтинг, нуждаются в рабочих местах. А рабочие места создают те, кто обладает огромной силой воли в таких условиях работать и рисковать».
Средний класс, который единственно может обеспечить импортозамещающий рост, поворот от ресурсной экономики к современной, может просто исчезнуть, считает Хакамада. Многие уже сейчас уезжают за границу, отправляют детей, многие готовы это сделать. «Креативный, свободный, мирный, не агрессивный» человек «с открытым разумом, обладающий большой культурой», готов уехать из страны.
«Он себя сейчас очень плохо чувствует. Он ощущает себя жертвой, овцой, с которой снимают последние остатки шерсти».
Среди причин, по которым происходит фрустрация и бегство среднего класса, Хакамада выделила три: упадок здравоохранения в связи с запретом на импорт препаратов и приборов, различные поборы государства и отсутствие какой бы то ни было поддержки малого бизнеса со стороны региональных элит (и даже наоборот, зачистка этого бизнеса).
«Импортозапрещение идет быстрее, чем импортозамещение. Чиновничья вертикаль запрещает ввоз оборудования, особенно для людей с тяжелейшими дыхательными болезнями».
Путин возразил.
«Нет таких запретов. Эти товары не входят в список товаров, ограниченных к ввозу в Российскую Федерацию».
Но Хакамада объяснила президенту, что, подобно тому как на Западе банки отказываются кредитовать даже тех контрагентов, которые не находятся в санкционных списках, наши чиновники не пускают в страну даже то современное медицинское оборудование, которое никакого отношения к «антисанкциям» не имеет: просто из патриотического рвения.
«Второе — это поборы, — продолжила политик и стала говорить, например, о плате за капитальный ремонт, сбор которой непрозрачен и необоснован.
«Вроде мелочь. Вроде люди — средний класс, у них должны быть деньги. А вы знаете? Раздражает. Потому что люди и так рискуют, и так им тяжело».
Путин выглядел несколько удивленным гражданским пафосом и искренним тоном Хакамады и делал пометки в бумагах.
«И последнее. По поводу развития малого бизнеса. Столько говорим, столько бьемся и столько отчетов позитивных! Но поверьте мне, я езжу по регионам и вижу, как там все вянет. И это очень зависит от губернатора. Если повезло, и губернатор готов, идет на встречу, то начинает шевелиться. Но если не повезло, то ничего не происходит».
В заключение Хакамада высказалась о роли среднего класса в будущем России.
«Креативный человек, может быть, он не удобен для власти, может быть, он ее критикует, но только он может создавать реальную современную экономику без вытягивания государственного бюджета и околачивания вокруг чиновничества».
Член совета по развитию гражданского общества пояснила, что для такого человека необходимо создавать благоприятную среду, а в такой обстановке, как сейчас (и это касается не только госрегулирования или поборов, но и внутренней политики в целом), ему тяжело. А ведь малый бизнес и средний класс, в отличие от крупных государственных и частных корпораций, никогда не придет к президенту с протянутой рукой.
«Малый бизнес никогда к вам не пойдет, ничего у вас не попросит, все сделает сам. Но ему нужна атмосфера, когда он понимает, что креативный, воспитанный, образованный, культурный, не агрессивный человек, воспринимающий мир по-человечески, нужен стране».
Президент в этот момент выглядел так, будто впервые всерьез задумался о «попрошайничестве» госкомпаний, и даже покивал головой. Отвечая на выступление Хакамады он не без усилий подбирал слова, а закончил фразой:
«Вы правы, конечно, что ж я могу вам сказать. Вы правы».
Блогеры обратили внимание не только на проникновенное выступление Хакамады, но и на необычную реакцию президента.
«Интересная реакция Путина, такое впечатление, что он был несколько ошарашен и начал (как обычно бывает в таких случаях) говорить общие фразы, попутно пытаясь перекинуть ответственность на оппонента, но потом осознал правильность сказанного Хакамадой и поменял «гнев на милость», признав ее правоту в данном выступлении», — написал в Facebook предприниматель и общественник Олег Воробьев.
Источник