Об отмене возможности въезда гражданами Украины в РФ по внутренним паспортам
Желание Киева запретить въезд граждан Украины в Россию по внутренним паспортам с 1 марта 2020 года создаст ряд проблем.
Во-первых, для самих граждан Украины – им придётся оформлять заграничные паспорта, а также, вероятно, решать новые миграционные проблемы (в том случае, если их РВП или ВЖ были оформлены на внутренний украинский паспорт – они обязаны въезжать в Россию по нему). Въехать в Россию будет сложнее и дороже – придётся заплатить за оформление биометрического загранпаспорта – паспорта без биометрики уже несколько лет как не выдают. А если гражданин Украины с таким паспортом получит российское гражданство и оформит уже российский загран, то Шенген он не получит – для ЕС такой человек останется гражданином Украины.
Во-вторых, для крымчан, которые въезжали на Украину по украинскому паспорту, а в Россию с Украины уже по российскому. Теперь нужно будет определиться. Ведь раньше украинские пограничными не ставили отметки во внутренний паспорт, а россияне во внутренний российский паспорт. С 1 марта 2020 такой человек окажется «зависшим на нейтральной полосе» – у него будет стоять украинский штамп об выезде в загране, но не будет российского штампа о въезде в Россию. Проще говоря, украинские пограничники узнают о наличии у такого гражданина российского гражданства. Таким гражданам придётся определиться с кем они: с «умными» или с «красивыми».
В-третьих, для граждан ЛДНР. У 90% жителей народных республик нет заграничных паспортов, а тех, кто успел оформить российское гражданство, не так уже и много. ФСБ (в её подчинении находятся пограничники) придётся делать исключение для народных республик, впрочем, это не составит особого труда – с середины 2016 года российские пограничники не ставят в украинские штампы отметки о выезде с территории РФ в народные республики. Да и процесс паспортизации ускорится: на днях из резервного фонда РФ выделили 144 млн рублей для открытия дополнительных 4 пунктов выдачи паспортов в Ростовской области.
Не ясно чем будут объявлены украинской властью ЛНР и ДНР: отколовшимися частями Украины или же Россией. Тяжёлым ударом в случае провала (по оценке Киева) встречи Н4 может стать ограничение возможности въезда жителей ЛДНР на Украину по внутренним паспортам, в таком случае пассажиропоток между Украиной и ЛДНР упадёт на десятки процентов – заграны есть лишь у избранных. Впрочем, подобная мера выглядит логичной лишь в случае провала Н4 и перехода Киева к «плану Б», т.е. разрыву оставшихся с ЛДНР связей.
В общем, украинский МИД ничуть не изменился при Зеленском и представляет собой всё тот же рассадник кадров Порошенко, что вполне устраивает Зеленского. При этом с позиции Киева «заграннизация» въезда является шагом вполне логичным:
1. Киев рвёт связи с Россией – выходит из очередного соглашения;
2. Создаёт сложности для въезда своих граждан в Россию, выталкивая их из страны (второе гражданство, если оно российское, Украина признавать не будет);
3. Перенаправляет рабочую силу в Европу.
Как на этот шаг отреагирует Россия пока не ясно. Если исходить из предыдущих действий, в частности отсутствии ответа на ограничения для граждан РФ по въезду на Украину (приглашения, загранпаспорта с биометрикой или же снятие биометрики на пунктах пропуска), то Москва обострять ситуацию не будет. Но ответит, полагаю, дальнейшими упрощениями процедуры получения российского гражданства. И это правильно.
Инициатива украинских властей, предусматривающая запрет на въезд в Россию гражданам Украины по внутренним паспортам и свидетельствам о рождении, осложнит жизнь украинцев, которые зарабатывают в России, заявил член комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов, комментируя решение кабмина Украины ввести такие меры с 1 марта 2020 года.
Киев пошел на такие шаги осознанно, так как многие украинские мигранты раньше ездили в Россию на заработки без зарубежных паспортов. «На поезде и на автомобиле достаточно было украинского паспорта при пересечении границы», — отметил Морозов.
Сенатор считает, что такое решение кабмина Украины говорит о желании перенаправить этих трудовых мигрантов в Европу. «Но Европа не переварит еще 3 млн украинцев, которые сегодня предпочитают зарабатывать в России», — считает Морозов.