Комментарий председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона в связи с распространением информации об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета
К сожалению, агентство Интерфакс в своем сообщении неграмотно передало суть письма, направленного бывшим митрополитом Киевским и всея Украины Филаретом в адрес Святейшего Патриарха Кирилла и епископата Русской Православной Церкви.
Понятие «помилования» не входит в канонический лексикон Православной Церкви и не было употреблено в полученном письме.
В нем содержалась просьба об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».
Письмо завершалось словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».
Эти слова были восприняты членами Архиерейского Собора как свидетельство готовности начать переговоры о преодолении печального разделения, длящегося четверть века.
Именно для ведения переговоров, а вовсе не для какого-то «помилования», Собором была сформирована комиссия.
Считаю важным, чтобы те лица, которые будут в дальнейшем вовлечены в переговоры, не реагировали на искаженную подачу церковных решений в средствах массовой информации.
Официальная позиция Церкви отражена в определениях, принимаемых церковной властью и публикуемых Церковью на собственных информационных ресурсах.
Протоиерей Николай Данилевич прокомментировал обращение бывшего митрополита Филарета к Собору РПЦ
Несколько мыслей по поводу обращения Филарета к Собору РПЦ.
Как священнику, вошедшему в состав соответствующей комиссии, мне, наверное, будет непозволительно слишком много говорить на эту тему. Но все-таки позволю себе несколько мыслей по этому поводу.
1. Сенсация, но это действительно так. Филарет просит прощения. На официальном сайте РПЦ есть закавыченные цитаты из его письма. Что он под этим подразумевает, когда просит прощения, другой вопрос, но просит и это похвально. И Архиерейский Собор РПЦ положительно отнесся к этому шагу, также как и епископат УПЦ.
2. В его ситуации это мужественный, а следовательно и позитивный шаг. Очевидно, что Филарет приближается к закату своей жизни, а перед лицом вечности теряют свою привлекательность любые амбиции, должности, почести, и даже обиды.
3. Сам факт обращения свидетельствует о том, что он (Филарет) осознает, что учинил раскол, и что анафема все-таки «работает». Он уже не надеется на помощь Константинополя, в чем так долго всех нас убеждал он сам и его спикеры, и о чем мы все это время говорили, что этого не произойдет.
4. Анафема на Филарета была наложена по конкретным причинам, а именно за учинение раскола. Так вот, когда раскол будет преодолен, соответственно, исчезнет причина, по которой была наложена анафема. Тогда ее и снимут. Иными словами следует думать, что позиция Собора РПЦ состоит в том, что снятие анафемы с Филарета должно быть следствием преодоления раскола, и вряд ли условием или началом на этом пути.
5. Новость приятная, но думаю, что для начала следует сдержанно отнестись к ее перспективам. Особенно после всего того, что Филарет и его конфессия натворила по отношению к УПЦ за последние годы. Важно, чтобы этот шаг был воспринят Церковью, церковным народом. Но мы христиане, и должны и будем прощать. А во-вторых, сегодняшний вечерний комментарий в Фейсбуке их спикера Евстратия Зори на эту тему свидетельствует о том, что диалог может закончится, не начавшись.
6. Теперь важно, чтобы сам Филарет не поддался давлению радикальных и националистических сил, которых много в его структуре, а также не слушал власть имущих, советы которых однажды его уже увели в раскол в начале 1990-х.
7. Думаю, что этот шаг Филарета может быть проявлением проснувшегося в нем церковного, а не политического мудрования. Возможно, он думает о пользе Церкви. А возможно, за всем этим стоят какие-то другие цели.
Подождем. Завтра Филарет дает пресс-конференцию на эту тему.