Газовая петля, в которую угодил Киев нынешней зимой, грозит вызвать самый грандиозный энергетический коллапс Незалежной за всю ее новейшую историю. Газ на Украине иссякает на глазах. Европа делиться своими запасами не собирается — ближайшие месяцы в Старом Свете обещают быть исключительно холодными.
Спасти соседнее государство может Россия, но для этого Киеву необходимо поставить крест на своих амбициях и смириться с тем, что без топлива из нашей страны она не проживет. А еще для этого нужно сделать предоплату. Собственных средств на эти цели у Украины недостаточно. Запад спонсировать Киев не торопится. Последняя надежда на то, что этот замкнутый круг будет разорван, — переговоры в Брюсселе 9 декабря, в которых помимо российских и украинских сторон примут участие также и чиновники Евросоюза.
Проблемы Украины с обеспечением топливом стали очевидными в начале ноября. Власти страны признались, что в национальных газохранилищах накоплено всего 14 млрд кубометров топлива из 17 млрд, необходимых для обеспечения поставок на внутренний рынок и стабильного транзита в Европу.
В набат Киев бить не стал. Со стороны это выглядело так, что Украина расслабилась и взяла передышку, будучи уверенной, что обладает серьезным козырем в кармане. Только это оказалось блефом. Уже в середине ноября стало понятно, что газовый кризис на Украине вот-вот наступит. Суточный расход газа в Незалежной возрос до 29 млн кубов. Запасы в хранилищах сократилась до минимума — 45%. Реверс «голубого топлива» из Европы упал до критического показателя 52 млн кубометров. Стало окончательно ясно, что если Украина не предпримет решительных мер по наполнению своих газохранилищ, то вскоре ей придется выбирать — либо залезать в транзитную трубу, либо идти на поклон к «Газпрому».
Как выяснилось, Украина все же работала над вопросом продолжения энергетических взаимоотношений с Москвой. Только делала это своеобразно: через суд. В Стокгольмский арбитраж украинцы подали иск об увеличении тарифов за транзит, в Киевский хозяйственный суд — иск о нарушении антимонопольного законодательства.
Как считают эксперты, судебный процесс в Стокгольме, скорее всего, затянется не менее чем на полгода. Суд Киева же был предсказуемым и недолгим — «Газпром» обязали заплатить $6,6 млрд штрафа. Впрочем, платить российская монополия столь же предсказуемо не собирается. Ведь киевский суд не обладает теми же полномочиями, что и международные правовые институты.
Впрочем, на Украине прекрасно понимают, что судебные препирательства не решат их топливных проблем на ближайшую зиму. С начала отопительного сезона, то есть чуть более чем за один месяц, украинские газохранилища «похудели» до 10 млрд кубометров. Такими темпами запасы в них полностью истощатся уже к февралю. Надо понимать, что «голубое топливо» в этих хранилищах — это не заначка, которую можно в любой момент взять или вернуть. Это залог сохранения стабильного давления в транзитных трубах и, соответственно, поставок газа в Европу. Если объемы топлива в хранилищах сократятся до 7 млрд кубометров, то давление в транзитных трубах упадет — и нормальное обеспечение стран Старого Света через Украину будет невозможным.
Эта проблема может начать разрешаться уже 9 декабря, когда состоится трехсторонняя встреча России, Украины и ЕС в Брюсселе. В ее преддверии Киев заявил, что готов возобновить импорт «голубого топлива» из нашей страны. Но положительные итоги этой встречи под вопросом.
По словам заместителя гендиректора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, если Киев хочет пройти зиму без топливных проблем, то ему всего лишь необходимо сделать предоплату, после которой поставки газа будут возобновлены. «Когда деньги закончатся, тогда поставки прекратятся. Схема элементарная. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, покупка Украиной газа в России будет дешевле на $15–30 за 1 тысячу кубометров, чем закупаемое топливо в Европе», — отмечает эксперт.
Только для выполнения этого потребуется не менее $500 млн. У Киева их нет. ЕС не торопится с выделением нового кредита Незалежной. Однако Киев, как всегда, шантажирует Брюссель. «Сами понимаете, если в украинских регионах возникнет дилемма: отключать детские садики или другой социальный объект от газа либо заморозить их и выполнить обязательства перед абстрактными европейцами, то никто сомневаться не будет — европейцы останутся без газа», — полагает Алексей Гривач.
Николай Макеев