Нелегко строить европейское государство, когда некоторые ее жители настроены критически. И сильно досадно, когда граждане склонны к анализу и поиску фактов. Даже самую приятную малость, самый деликатный шажок по дороге «Це Европа», и то умудрятся изгадить.
Возьмем власти Днепропетровска. Люди задумали благое дело — снарядить школы автобусами, как на Западе. Чтобы детей подвозили к этим школам. Красиво? Разумно? Да. Днепропетровская ОГА умеет держать слово.
Заручились поддержкой правительства страны, купили автобусы, все как положено. Реализовали проект, в общем. И, само собой, торжественно и громко представили горожанам.
«Тридцать два новых автобуса передали вчера представители Днепропетровской ОГА учебным заведениям региона. Закупка автомобильной техники стала возможной благодаря совместным усилиям Кабмина и Днепропетровской облгосадминистрации. Стоимость каждого отдельного автобуса составляет один миллион и триста тысяч гривен», — отрапортовали в госадминистрации....
Уточнили также для полной прозрачности, ибо скрывать нечего, конечно — что проект обошелся в сорок два миллиона гривен, и сумма эта была поровну поделена между правительством и ДнепрОГА.
Опять Россия
Автобусы действительно хороши. Желтые, свежие. И катать бы на них детишек, и сдержанно, с достоинством, как и должно слугам народа, принимать бы чиновникам восторженные «мерси» от благодарных горожан. Но нет. Обязательно придут скептики и зануды и все испортят.
Случилось это в соцсетях и в комментариях под радостными новостями в СМИ об этих автобусах.
Поганцы сразу заметили, что машинки-то вражеские. ПАЗы. Производятся «пазики» где? Все верно, в России. И понеслось по трубам.
«Это что, ПАЗ? «Группа ГАЗ» – крупнейший производитель коммерческого транспорта России, лидер модернизации автомобилестроительной отрасли страны. Автобусы в России, что ли, купили?», — ошарашенно спросил один ренегат....
«Они у России «пазики» покупают! Тут же у дяди Пети «Богданы» есть!», -возмутился другой наивный патриот. Тему подхватили — мол, «чем наши автобусы хуже?».
Дело в денежках
Возникли две версии — духоподъемная и материальная. Адепты первой предположили, что «Богданами» Днепропетровская ОГА побрезговала, ибо бренд — сомнительный. Речь-то о Богдане Хмельницком, а он нынче в стране не в моде.
Сторонники материальной, так скажем, версии деловито зрили в корень. «Богдан» стоит 685 000 гривен. Смысл экономить, если можно купить ПАЗ за миллион триста и нормально попилить? Юмор в том, что «отпускная» цена ПАЗа ниже, чем у «Богдана» — примерно 500 000 гривен. Накинем еще 800 000 на каждый, и нормально на детишках заработаем. Деньги все равно бюджетные.
Позже выяснились дополнительные подробности по автобусам. Они оказались не совсем новыми. Бэушными оказались. Семь годков машинкам. Неудивительно, что из 32 «подарков» завелось только четыре....
А ведь если, друзья, новый ПАЗ стоит 500 000 гривен, то подержанный — страшно даже представить, сколько. И еще страшней представить общий навар с этого бульона....
НА Харьков