За два года пребывания на посту главы Национального банка Украины Валерия Гонтарева закрыла почти половину банков страны: такая чистка финансовой системы имеет мало аналогов в современной истории. Однако на частном ужине с Джорджем Соросом этой весной она говорила о том, что изгнать из Украины "олигархические банки" будет недостаточно.
"Нас обоих беспокоит доминирующее положение одного конкретного банка, - вспоминает в недавнем интервью миллиардер-инвестор. - Он занимает более половины банковского сектора и находится в руках очень влиятельного олигарха".
Речь идет о Приватбанке, который контролирует Игорь Коломойский, один из богатейших людей страны. Заставить Коломойского вывести банк за пределы своей расширяющейся империи - это ключевой пункт в программе реформ банковской системы. По силам ли Гонтаревой эта задача - ответ на этот вопрос будет иметь решающее значение для всего сектора. Гонтарева через представителя отказалась комментировать свои разговоры с Соросом.
Пока же затеянная Гонтаревой чистка банковской системы, жертвами которой стали кредитные институты либо с недостаточным уровнем капитала, либо заподозренные в криминальной активности, стала редкой историей успеха на фоне других экономических реформ и попыток осадить олигархов, которые манипулировали украинской экономикой всё постсоветское время.
"Я называю эти банки частью практики олигархического банкинга, - сказала 51-летняя Гонтарева в интервью. - Система очень проста: вы занимаете деньги где только можете и затем строите свою империю за счет этих денег".
‘...но олигархи остаются’
Гонтарева говорит, что хочет положить этому конец. Вместо того, чтобы спасать банки, пострадавшие от экономического коллапса в условиях военного конфликта, она дала их владельцам три года на поиск денег для восстановления капитала: во многих случаях владельцы просто должны погасить кредиты, выданные их собственными банками. Чтобы помочь им справиться с задачей, центробанк потребовал от владельцев заложить свое личное имущество - вплоть до яхт и особняков. Приватбанк Коломойского на данный момент является крупнейшим участником этой программы.
Возвращение банкам их основной функции - превращать сбережения в эффективные инвестиции - является краеугольным камнем экономических реформ на Украине. Кроме того, чистка банковской системы является одним из условий программы помощи МВФ на $17,5 миллиарда, которая позволяет стране расплачиваться по кредитам.
Спустя более двух лет после революции, потери Крыма и появления пророссийских повстанцев на востоке, экономическая и политическая система страны по-прежнему нестабильна. Восстановление только начинается после 20-процентного спада валового внутреннего продукта из-за военного конфликта. Выяснение отношений между политиками и их богатыми покровителями парализовало большую часть попыток урезать чиновничий аппарат и обуздать коррупцию.
"Президенты, главы центробанка, премьер-министры и другие чиновники приходят и уходят, - говорит Сорос, советник правительства по проведению реформ на Украине с начала 1990-х годов. - Но олигархи остаются".
На Приватбанк приходится треть всех вкладов физических лиц и более половины электронных транзакций: в результате он доминирует на рынке как ни один частный банк в любой другой стране, говорит Гонтарева.
Finanz