Последнее время в провластных СМИ все больше оптимистических трактовок данных Госстата о динамике показателей украинской экономики. При этом такие горе-аналитики все время «забывают» о том, насколько велико было падение украинской экономики в 2014–2015 годах и насколько невелики «успехи» последних двух-трех месяцев.
Оценим, к примеру, ситуацию, сложившуюся в строительстве. Госстат сообщает, что рост в отрасли за январь ― апрель 2016-го составил 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако необходимо учесть, что падение в январе ― апреле 2015 года по отношению к показателям 2014-го составило 30,3%. Соответственно, при нынешних темпах роста, чтобы достичь более чем скромного уровня 2014-го, строительной отрасли потребуется еще как минимум три с половиной года.
Успехи в промышленном «развитии» Украины выглядят еще более скромно. В апреле 2016 года по сравнению с мартом (всего за месяц) промышленное производство в стране сократилось на 3,4%. И такая отрицательная динамика промпроизводства в принципе была предсказуема. Ведь в стране не изменились условия ведения бизнеса, не сформированы необходимые условия для его расширенного кредитования. Соответственно, позитивный тренд не является стабильным. Госстат декларирует рост промпроизводства в январе ― апреле 2016 года на уровне 3,7% по отношению к январю ― апрелю 2015-го. Однако в 2015-м падение за эти 4 месяца составило, если сравнивать с аналогичным периодом 2014 года, 20,6%.
Таким образом, промышленности, как и строительству, потребуются годы, чтобы вернуться к уровню 2014-го. Впрочем, если учитывать последние данные за апрель 2016 года, возможно, для этого потребуется и более длительный период. Промышленное производство будет незначительно расти, потом снова падать, а реального общего роста так и не будет…
Ситуация не может кардинально измениться к лучшему, пока принципиально не изменятся условия финансирования украинской экономики, в первую очередь условия ее кредитования. Собственно, необходимого финансового ресурса для восстановления прежних объемов кредитования в Украине нет. После крайне «успешной» реструктуризации внешней задолженности Украины в сентябре 2015 года кредитные возможности для украинских банков на мировом финансовом рынке перекрыты. Суета вокруг кредитов МВФ в этом плане вообще лишена всякого смысла, поскольку эти средства идут не на кредитование реальной экономики, а на пополнение валютных резервов НБУ. Фактически ситуация носит характер долговременного финансово-экономического тупика, из которого страна может выходить (или не выходить) десятилетиями, как показывает пример ряда латиноамериканских и африканских стран.
При этом правительство даже не предлагает какой-либо программы выхода из этого тупика, как будто его и не существует вовсе. Не только у экспертов, но и у большей части граждан Украины складывается (и вполне обоснованно) впечатление, что Кабмин и не ставит перед собой таких задач. Устремления высших чиновников вполне очевидны ― распродажа (не без личного интереса) последней госсобственности и земель сельхозназначения. Стратегическую задачу ― вывести Украину из системного экономического кризиса ― нынешняя власть не только не решает, но и, судя по всему, не относит к приоритетам своей деятельности.