Восемь лет назад, 16 мая 2008 года, представители реформаторской «оранжевой команды» в спешке, не подготовившись как следует к такому шагу, «вступили» Украину в ВТО.
Такая стремительность объяснялась единственной целью — опередить Россию, получить членство в ВТО раньше соседнего государства. Как тогда говорили политики, Киев «заскочил в уходящий поезд». В итоге страна соревнование выиграла, но потеряла… экономику.
Громкие обещания — получить 1–2% прироста ВВП ежегодно, нарастить приток иностранных инвестиций до $5 млрд в год, триумфально выйти на международные рынки — оказались пустыми словами.
Уже в 2012-м Украина вынуждена была признать невыгодность условий членства в ВТО и даже подала заявку на пересмотр пошлин по 371 (!) тарифной позиции. «Надо защищать свой рынок ― мы его очень открыли, когда подписали известное соглашение. … До сих пор мы ощущаем последствия такого открытия», — заявил тогда премьер Николай Азаров, сетуя на то, что импортная продукция в стране пользуется большим спросом, чем отечественная. Однако члены ВТО отказались идти на уступки Киеву. Заместитель торгового представителя Соединенных Штатов, посол США при ВТО Майкл Пунке показательно обвинил Украину в том, что она «действует, как настоящий возмутитель спокойствия в ВТО».
Еще одна попытка пересмотреть крайне невыгодные для нашей страны условия членства в ВТО была предпринята уже представителями евроинтеграционной команды. Как заявил в начале прошлого года советник премьер-министра Валерий Пятницкий, в 2014-м Киев зарезервировал право поднять вопрос об увеличении импортных пошлин в торговле с членами ВТО. Однако и эту заявку наши «стратегические торговые партнеры» оставили без внимания.
Украине осталось только подсчитывать убытки. А они оказались катастрофическими. Больше всего пострадали аграрии. Правилами ВТО дотации для сельхозпроизводителей со стороны государства ограничивались аж… $1,1 млрд в год (а вот, к примеру, та же Россия добилась для себя права дотировать отрасль ежегодно на сумму в $9,8 млрд). В результате уже к 2011-му, через три года после вступления в ВТО, агропромышленный комплекс Украины потерял 500 тыс. рабочих мест.
Членство Украины в ВТО шло вразрез с национальными интересами, подрывало экономику, но лоббисты форсированного вступления Украины в ВТО не понесли ответственности за нанесенный государству ущерб. Более того, они развернули активную кампанию, направленную на популяризацию свежей «реформаторской» идеи, которая предусматривала создание «углубленной и всеохватывающей» ЗСТ между Украиной и ЕС.
27 июня 2014 года была подписана экономическая часть Соглашения об ассоциации, а с 1 января 2016 года зона свободной торговли с Евросоюзом вступила в полную силу. Уже спустя месяц после начала действия ЗСТ украинские товаропроизводители в полный голос заговорили о провале, обмане и фикции так называемого стратегического партнерства с ЕС в рамках зоны свободной торговли. Украина столкнулась с дискриминационными нормами: с одной стороны, смехотворные квоты, жесткие ограничения для украинских производителей, с другой ― требования еврочиновников к Киеву выполнять все нормы ЗСТ. После скандальных требований ЕС отказаться от моратория на экспорт леса-кругляка и от повышения пошлин на импорт металлолома даже сторонники евроинтеграции признали, что ЗСТ с ЕС противоречит интересам Украины.
И снова, как и восемь лет назад, представители властной команды не взяли на себя ответственность за «реформы», которые обернулись коллапсом экономики и, по сути, привели к потере экономической независимости Украины. Они всё так же громко кричат о реформах и евроинтеграционном будущем Украины. Вот только, как свидетельствуют соцопросы, уровень поддержки еврореформаторов в обществе катастрофически снижается.
Народ не верит больше их обещаниям и не готов приносить экономическую стабильность в жертву политической (или геополитической) целесообразности.