Украине не удалось компенсировать сокращение экспорта в Россию и другие страны СНГ за счет экспорта в ЕС. Это, а также падение сырьевых рынков, приведет к тому, что экспорт украинской продукции продолжает сокращаться, говорит руководитель проекта «Успешная страна» экономист Андрей Блинов.
«Внешний спрос остается слабым, и нынешняя ситуация на мировом рынке металлов, химии да и зерна хуже чем в конце 2008-2009 гг. когда был последний большой кризис на рынке сырьевых товаров. Сегодня холоднокатаный прокат на 15% дешевле, чем в январе 2009 года. Т.е. внешняя конъюнктура не поддерживает ситуацию в Украине, поступления средств сжимаются, и мы не видим возможности для какого-либо ускорения роста за счет внешнего фактора. Планер украинской экономики продолжает снижаться, и мы не можем повесить на него моторы, чтобы хоть чуть выровнять его полет.
В прошлом году мы слушали много объяснений, почему упал экспорт. Например, торговый представитель Украины Наталья Никольская, конечно, много говорила о Донбассе, после чего сказала, что это повлияло только процентов на 40. Возникает вопрос – а что же повлияло на 60%?
В первую очередь то, что правительство совершенно ложно заложило эффект практически полной компенсации европейским рынком рынков СНГ. За 11 месяцев прошлого года сокращение экспорта в ЕС составило 28%. По январю 2016 года статистики пока нет, но появляются угрожающие сообщения. Остановлен экспорт в ЕС меда из-за претензий Чехии по фитосанитарной линии, остановлен экспорт зерновых из-за неспособности украинской таможни наладить выдачу сертификатов типа Евро-1 на экспорт этой продукции. Выбрана небольшая квота по кукурузе. О том, сколько составляет квота по курятине, все осведомлены благодаря громкому заявлению господина Костюка, хозяина «Мироновского хлебопродукта» — 16 тыс. тонн незамороженной курятины. Это совсем немного.
Понятно, что Украина делает ставку на рынки третьих стран. Я уже говорил, что наибольшая динамика роста экспорта у нас в страны субэкваториальную Африку, т.е. в крайне бедные страны. Компенсирует ли это миллиардные потери на рынках постсоветских государств? Нет.
Поэтом на 2016 год есть пессимистический сценарий который все больше становится базовым – если в прошлом году товарный экспорт составил 35 млрд. долл., то в этом он упадет ниже 30 млрд. долл. соответственно, это создаст дополнительное давление на обменный курс», — говорит эксперт.