Цель МВФ, который предоставил Украине весьма приличные деньги, — вернуть свои средства, да еще и с процентами. Киев думает, где их взять и приходит к выводу: расходы на социальную сферу будут сокращаться. Таково мнение украинского политолога Сергея Слободчука.
Министерство финансов Украины предвещает скорый крупный перевод средств от Международного валютного фонда. Этот транш будет уже третьим в истории нынешнего правительства. По заявлению Натальи Яресько, министра финансов Украины, его следует ожидать уже в январе-феврале. Сегодня МВФ, в общем и целом, одобрил бюджет Украины на 2016 и готов продолжать финансирование Незалежной.
Как можно оценить бюджет этого года? Гарантирует ли он дальнейшие безоблачные отношения между Украиной и МВФ? Действительно ли предусмотренное госбюджетом-2016 урезание расходов на социальную сферу – образование, пенсии, дотации – было необходимо? С этими вопросами редакция НА «Харьков» обратилась к Сергею Слободчуку, украинскому политологу.
«Если мы возьмём историю взаимоотношения МВФ с различными странами за всю историю существования данной организации, то мы очень чётко увидим определённую канву, один и тот же сюжет, одни и те же методы работы, которые постоянно повторяются. МВФ всегда преследует две задачи: во-первых, это бизнес-цели, извлечение максимальной прибыли, во-вторых, это поддержание существующего миропорядка», — заявляет Сергей Слободчук.
В частности МВФ заинтересован в поддержании существующей глобальной финансово-экономической системы, где доллар является основной валютой.
«Почему бюджет на 2016 год разрабатывался под руководством МВФ? Такие примеры были в прошлом, например, когда диктатор Конго Мобуту Сесе Секо передал экономику своей страны под внешнее управление. Первую роль в этом, естественно, играл МВФ, который выдал Конго рекордные на тот момент кредиты. Соответственно, Конго расплачивалась за эти кредиты своими богатейшими природными ресурсами: алмазами, ценными металлами и т.д. Госбюджет там делал ставку на максимальную экономию. МВФ выдал кредит и преследовал цель вернуть эти деньги через какое-то время назад с процентами», — продолжает Слободчук.
Так происходило в Конго, так происходит сейчас на Украине. Все расходные части бюджета урезаются до предела, а социальная часть — школы, культура, больницы, социальные выплаты – это именно излюбленная расходная часть сегодняшних управленцев страной.
«Если делать ставку на получение прибыли, то они максимально обрубаются. Главная ставка делается на повышение налогов, тарифов и, как следствие, активов государства. В случае, если страна не может расплатиться, ей приходится расплачиваться своими природными ресурсами. В этом смысле бюджет 2016 года – это классический бюджет по-МВФ», — резюмирует эксперт.
В заключение Слободчук отмечает, что, по сути, бюджет этого года на Украине даже нельзя с чистой совестью называть бюджетом государства.
«Речь, по большому счёту, если называть вещи своими именами, идёт не о бюджете государства, а о бизнес-плане МВФ. В данном случае речь не о бюджете государства, которое обязано заботиться о культуре, образовании, помощи малоимущим и тому подобном. Речь о бизнес-плане. Деньги были вложены. Деньги надо получить назад с прибылью. А это бизнес-план, а не бюджет государства», — заключает Сергей Слободчук.