Итак, вчера украинский долг России в 3 миллиарда долларов «созрел» (matured). Поскольку платёж по нему не был осуществлён, то теперь, согласно стандартной для таких случаев процедуре, начался отсчёт 10 «льготных» дней, в течение которых должнику даётся последняя возможность заплатить. После чего объявляется дефолт и дело передаётся в суд.
Минфин Украины заявил, что «готов отстаивать свои права согласно украинского, международного и британского права». Что уже само по себе говорит об ужасающей некомпетентности и неадекватности тех, кто заявляет подобное. Потому что вопрос долга будет рассматриваться исключительно в той компетенции, в которой он брался – в британской (что признавала Украина, когда его брала, выпуская евробонды на ирландской бирже). И украинское законодательство тут никак не применимо (равно как и объявленный Яценюком «мораторий» не имеет никакой юридической силы).
Кстати, в стане киевского режима разброд и шатание: Яресько заявляет, что она готова на переговоры и досудебное урегулирование, а Яценюк твердит, что платить не будет. И в данном случае уже заявление Яресько является нарушением субординации и противоречит указу Кабмина, поэтому является пустым бессодержательным трёпом.
Суть же в том, что киевский режим не может заплатить, даже если бы хотел – у него просто нет для этого свободных денег.
Чтобы проиллюстрировать это мы рассмотрим структуру ЗВР Украины по данным на 31 октября 2015 года (свежее пока нет).
1. В иностранной валюте – 11.890,10 миллионов долларов. Из них:
а) ценные бумаги – 6.951,28 миллионов долларов;
б) валюта и депозиты – 4.938,82 миллионов долларов.
2. Резервная позиция в МВФ – 0,03 миллиона долларов.
3. СПЗ (специальные права заимствования, SDR) – 64,56 миллиона долларов.
4. Монетарное золото – 1.007,34 миллионов долларов.
Всего резервных активов – 12.962,03 миллионов долларов.
Так называемые «ценные бумаги» – это почти на 100% акции обанкротившихся в 2008 году «Lehmann Brothers» и прочих разорившихся компаний. И если их номинал и составляет почти 7 миллиардов долларов, то реальная цена не превышает 1% от номинала – то есть в лучшем случае порядка 70 миллионов долларов.
Соответственно, реально можно считать только пункты «валюта и депозиты» и «монетарное золото». А это в сумме (если допустить, что НБУ не врёт, что тоже маловероятно) всего примерно 6 миллиардов долларов. Плюс-минус пару миллионов тут роли не играет.
Запомним эту цифру, и посмотрим на структуру государственного долга Украины. Внешний государственный и гарантированный государством долг Украины на 31 октября 2015 года составил 46.480,9 миллиона долларов.
Из них 35.504,9 миллиона долларов – государственный долг, 10.975,9 миллиона долларов – гарантированный государством долг.
В структуру государственного долга входят (по возрастанию):
Европейский инвестиционный банк – 485 миллионов;
ЕБРР – 585,4 миллонов;
Фонд чистых технологий МБРР – 667,9 миллиона;
Евросоюз – около 2.500 миллионов;
Россия – 3.000 миллионов;
МБРР – более 5.200 миллионов;
МВФ – более 5.600 миллионов.
В структуру гарантированного государством долга входят (по возрастанию):
Европейское агентство по атомной энергии – 21,7 миллиона;
ЕБРР – 80 миллионов;
Канада – 195 миллионов;
МБРР – 368,2 миллиона;
МВФ – 5.400 миллионов долларов.
Остальные долги в обеих структурах принадлежат частным инвесторам.
Выделим из обеих частей долю МВФ, которая составляет 5,6 миллиарда (государственный) долларов плюс 5,4 миллиарда долларов (гарантированный государством) – в сумме 11 миллиардов долларов.
Согласно методике расчётов Международного валютного фонда ЗВР считаются как чистые активы минус долг перед МВФ.
То есть реалистичный расчёт (которым, безусловно, и руководствуется правление МВФ) показывает, что реально на балансе Украины (6 минус 11) минус 5 миллиардов долларов. И даже если допустить на минуту, что все акции «Lehmann Brothers» удастся продать по номиналу (хоть это и фантастика), то даже и в этом случае всё равно чистые ЗВР Украины составят (13 минус 11) всего около 2 миллиардов долларов.
То есть на выплаты России 3 миллиардов никак не хватает. Если же выплатить эти 3 миллиарда, то по методикам МВФ баланс уходит в чистый минус и дальнейшее кредитование становится бессмысленным – отдать больше чем есть невозможно.
А ведь нужно ещё обеспечивать чем-то огромную гривневую массу, составляющую на сегодня около 980 миллиардов гривен (агрегат М2), то есть по текущему курсу для их обеспечения нужно порядка 39 миллиардов долларов. И я уже молчу про необходимость обеспечивать внешнеэкономическую деятельность (ВЭД), на что правительство Яценюка уже почти год полностью забило (что и является одной из причин падения объёмов экспортно-импортных операций).
Как обычно, все цифры взяты из открытых источников (Минфин, Держкомстат etc.). Поэтому можно сколько угодно скакать и орать «Вывсёврёти», но факта «Денег нет» это никак не меняет.
Александр Роджерс