После того, как в прощении суверенного долга Украине отказала Европа, США и частные кредиторы, Россия назвала дату, когда Украина либо расплатится, либо объявит дефолт. Это — 20 декабря 2015 года. Ровно через три года после того, как Украина разместила еврооблигации на $3 млрд, которые купила Россия.
Киев, впрочем, пытался уговорить весь мир считать этот долг коммерческим, а не суверенным — и ссылался на Януковича, требовал отсрочек, грозил России «санкциями» и требовал понять и простить, «иначе не получите ни копейки».
Не вышло — МВФ объявил, что «Это суверенный долг и он не может рассматриваться наравне с коммерческим». А денег-то у Киева на выплату нет, да и одолжить агрессивному босяку миллиарды (и даже гарантировать, что Украина вернет эти деньги) не хочет ни одна страна. Даже США — и те отказались быть поручителями Украины.
Выходит, новый год украинцам придется встречать в объявившей дефолт разоренной стране, со взлетевшей инфляцией, безработицей и отказом почти всего мира спасать Незалежную? Увы, но скорее всего так. Тем более, что технический дефолт Украина уже допустила.
«Несмотря на отсутствие официального обращения Украины к правительству РФ по вопросу реструктуризации суверенного долга на $3 млрд, Россия сама сделала предложение о рассрочке погашения украинского долга на 3 года под гарантии США, ЕС или первоклассного международного финансового института.. Условия даже лучше, чем просил Международный валютный фонд», — рассказал Минфин России.
«На этой неделе мы получили официальный отказ от правительства США предоставить гарантии по обязательствам Украины. В этой связи нам не остается ничего иного, кроме как подать в суд на Украину в случае неисполнения заемщиком своих обязательств в полном объеме 20 декабря текущего года, что будет означать суверенный дефолт Украины», — пояснил минфин.
Кстати, еще в ноябре стало известно, что Украина не получит компенсации от ЕС за потерю российского рынка. И здесь незадача.
Ранее Украина уже пыталась экономить на образовании, проезде и даже воде. Урезала при этом она те средства, которые оставались от кредитов МВФ и прочих, отправленных на «АТО».
А ведь ЕС требовало от Украины закрыть большинство своих предприятий или привести их (попробуйте сделать это с советской техникой) в соответствии с требованиями Евросоюза! Поэтому неудивительно, что «Новости Украины» рассказали — «в стране растет количество суицидов, граждане переживают личные банкротства, теряя работу и не будучи в состоянии выплачивать по счетам».
Отметим, что еще в 2014 году The Financial Times уже заявлял, что «дефолт на Украине неизбежен», а The Wall Street Journal сообщил, что дефолт ударит Украину хуже «абсолютного землетрясения». Официальная же Америка еще тогда признала, что «у Украины впереди трудные годы».
Напомним, что украинские экономисты признают, что каждый третий житель Незалежной будет выброшен за черту бедности. Причем это — еще без дефолта! Такой «приговор» звучит в национальном докладе «Цели развития тысячелетия Украины: 2000-2015 годы».
Что же будет после дефолта?
Во-первых, дефолт всегда вызывает обрушение курса национальной валюты или ограничение на хождение валюты в стране.
«Невозможно поехать в Европу или в Москву. Дорого. Невозможно купить импортный автомобиль. Надо долго и нудно копить на «Таврию». Очень дорогими становятся незаменимые импортные лекарства. Коммунальные услуги, еда, одежда — дорожают тоже, но, в общем-то, терпимо и не так быстро»,- прогнозируют экономисты.
Они добавляют — одновременно безумно дорожает всё то, где импортное сырьё так или иначе составляет значительную долю. А это — коньяки и сигареты, нержавеющая сталь и маргарин, шины для грузовых автомобилей и, например, тривиальные памперсы.
Естественно, что после схлопывания экономики предприниматели начинают массовые увольнения оставшихся сотрудников, в попытке оптимизировать издержки производства и хоть как-то остаться на рынке.
«Любой украинский банк так или иначе зависит от внешних заимствований. В силу чего дефолт страны неизбежно приведёт к замораживанию и, возможно, даже сгоранию части валютных вкладов в украинских банках»,- считают экономисты.
«Остановка инвестиционных программ, конфискация собственности государства за рубежом, рестуктуризация долгов, советы кредиторов и прочая, прочая, прочая — на жизнь простых граждан в стране после дефолта не влияют ровно никак»,- делятся специалисты.
АгитПРО