В последние две недели тема украинского внешнего долга, которая была несколько «приглушена» после решения МВФ от 11 марта о выделении Украине кредита по программе расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF), вновь вышла на первые полосы СМИ в самой Украине, а также в России.
Украинские СМИ, которые в начале года с ликованием цитировали слова директора-распорядителя МВФ Кристины Лагард о намерении оказать Украине «финансовую помощь» в размере 40 млрд. долларов и воодушевленно рассуждали о том, как будут потрачены эти колоссальные суммы, вдруг поняли, что фонд вовсе не собирается вручать революционному «евроориентированному» Киеву мешок, туго набитым деньгами.
Оказалось, что МВФ планирует выделить всего 17,5 млрд. долларов, которые могут быть потрачены только для погашения ранее взятых у того же МВФ долгов и пополнения золотовалютных резервов Центробанка в целях поддержания курса гривны. Причем кредит перечисляется не сразу, а квартальными порциями (траншами) в течение 4 лет, и каждый транш увязан с выполнением Киевом обязательств перед МВФ (первый транш в размере 5 млрд. долларов Украина получила 13 марта). 7,2 млрд. долларов должны выделить правительство США (2 млрд.), ЕС (2 млрд.) и ряд других западных стран. И опять-таки большая часть этих кредитов привязана к выполнению Киевом условий МВФ. Итого Киев получит от западных государств 24,7 млрд. долларов. Что касается оставшейся суммы «финансовой помощи» (40 минус 24,7), то с ней дело обстоит и того интереснее: оказывается никаких дополнительных денег украинскому правительству не выделяется. Предусмотрена всего лишь реструктуризация[i] старых долгов на соответствующую сумму (15,3 млрд. долларов). И опять-таки МВФ проявил чудеса неслыханной щедрости: собственные кредиты фонд категорически не желает реструктурировать, но милостливо разрешает Киеву договориться с ЧАСТНЫМИ ДЕРЖАТЕЛЯМИ его долгов, т.е. компаниями, банками, инвестфондами, которые ранее имели счастье приобрести евробонды, выпущенные правительством, государственными предприятиями и государственными банками Украины.
Более того, украинские СМИ вдруг обнаружили, что угроза дефолта, которую, как казалось, устранило решение МВФ от 11 марта, вновь замаячила на горизонте. Дело в том, что следующий транш в сумме 2,5 млрд. долларов МВФ обещал перечислить в июле в том случае, если Киев достигнет согласия с частными кредиторами о реструктуризации старых долгов.
Таким образом, оказалось, что кредитное соглашение с МВФ не решило финансовых проблем Украины, а дало Киеву лишь временную передышку. Украинское правительство попало в очень сложную ситуацию. Совокупная внешняя задолженность Украины, включающая внешние обязательства правительства, государственных компаний и государственных банков, а также частных украинских банков и компаний по состоянию на начало 2015 года достигла 126 млрд. долларов (государственный и гарантированный государством внешний долг – 38 млрд. долларов, а с учетом долгов государственных банков и предприятий – 68 млрд.долларов), постепенно приближаясь к 100% от ВВП.
Только в текущем году Украине предстоит выплатить кредиторам 10,7 млрд. долларов.[ii]
Только погашение еврооблигаций и выплата процентов по ним потребует 5,2 млрд. долларов. Кроме того, значительных средств потребует обслуживание долга перед МВФ. Украина уже перевела фонду 411 млн. долларов тремя порциями (30 января,1 февраля и 27 марта) и до конца года должна совершить еще три платежа по 176 млн. долларов каждый – 26 июня, 25 сентября и 24 декабря.
Приведенная выше сумма выплат не учитывает долги украинского «Нафтогаза» перед «Газпромом» (2,4 млрд. долл.), которые также подлежат погашению в 2015 году. Кроме того, сумма, сопоставимая с выплатами по старым долгам, потребуется правительству для пополнения золотовалютных резервов Центробанка и поддержания стабильного курса гривны, что является одним из условий получения кредита МВФ.
Но где взять эти деньги?
Экономика страны все глубже погружается в пучину кризиса, а всю свою активность на экономическом поприще правительство ограничивает тем, что послушно следует предписаниям МВФ, урезая социальные расходы, сокращая размеры пенсий и зарплат госслужащих, повышая тарифы на коммунальные услуги и закрывая нерентабельные предприятий. Такие меры могут снизить расходную часть госбюджета, но стимулировать экономический рост, который пополнит его доходную часть и даст необходимые для погашения долга средства, не способны.
По данным Госстата Украины, объем промышленного производства в первом квартале 2015 года упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,4%, а сельскохозяйственного производства – на 4,7%. Минимальная зарплата на Украине из-за обвала гривны опустилась до 43 долларов (1218 гривен). По этому показателю Украина отстала от Бангладеш, Ганы и Замбии (46,6 доллара). Даже «бабушка украинской революции» неистовая Юлия Тимошенко не выдержала и назвала экономическую политику правительства А.Яценюка «шоком без терапии».
За январь-февраль 2015 экспорт Украины составил всего 5,97 млрд. долларов – на 34% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Экспорт в страны СНГ упал на 56%, а в Россию – на 62%. Киев рассчитывал компенсировать потерю рынков стран СНГ увеличением вывоза товаров в Евросоюз, однако и на этом географическом направлении потерпел оглушительное фиаско: экспорт в Европу сократился на 33%. Правда, внешнеторговый оборот за два месяца удалось свести с положительным сальдо в 106 млн. долларов, но такими темпами за год Киев сможет получить всего лишь несколько больше 600 млн. долларов – капля в море для страны, которая должна выплатить 10,7 млрд.
Солидную добавку валюты раньше давали украинцы, работающие за рубежом, в т.ч. в России (35% всех украинских гастарбайтеров), но в последние месяцы перечисления по этому каналу резко сократились. Объем зарубежных денежных переводов от физических лиц в Украину в 2014 году снизился на 2 млрд. долларов или на 24,3% (до 6,5 млрд.) по сравнению с 2013 годом, а переводы из России сократились на 688 млн. долларов или на 25,5% (до 2,34 млрд.)[iii]. Надо иметь в виду, что снижение произошло в основном в течение трех последних месяцев 2014 года из-за падения курса рубля. Следовательно, в текущем году объемы переводов из России в Украину сократятся еще больше.
Приток валюты могли бы дать кредиты западных коммерческих банков или частные прямые зарубежные инвестиции в экономику Украины, но они упали практически до нуля: только сумасшедший банкир или предприниматель согласится давать взаймы или инвестировать средства в страну с таким правительством и в такой ситуации, которая фактически равнозначна гражданской войне.
Хотя золотовалютные резервы Украины почти удвоились после получения первого транша от МВФ, их объем остается на низком уровне (около 10 млрд. долларов), что покрывает лишь двухмесячный импорт страны (минимально необходимый уровень – 6 месяцев).
Следовательно, главным источником получения твердой валюты на обозримый период останутся уже упомянутый выше пакет западной помощи общим объемом 24,7 млрд. долларов. В частности, все выплаты по долгам в текущем году Киев рассчитывает произвести за счет кредита МВФ, от которого рассчитывает получить в текущем году года 10,7 млрд.долларов.
* * * * * * * * *
Как встарь говорили на Руси: «тришкин кафтан». Как ни тяни, а всех дыр не прикроешь.
Но вот парадокс: киевские власти всем на свете должны и, образно говоря, ходят в рваных штанах, но спесь и наглость при этом проявляют невероятные.
В конце марта 2015 года, всего через 2 недели после подписания кредитного соглашения с МВФ, министр финансов Украины Наталья Яресько в интервью газете Financial Times недвусмысленно пригрозила западным странам «серьёзными потерями», если они не увеличат только что утвержденную сумму финансовой помощи. При этом она возложила на Запад задачу вывода Украины из кризиса, скромно умолчав об ответственности собственного правительства: «Я твёрдо полагаю, что «семёрка» и, честно говоря, также Группа двадцати сейчас несут ответственность за то, чтобы оказать финансовую помощь Украине в более широких масштабах».
Поразительное заявление! Ведь вина за сложившуюся в экономике тяжелейшую ситуацию полностью лежит на киевских «революционерах», которые решили на скорости совершить крутой поворот в истории Украины, и в результате экономика страны угодила в кювет. Однако, судя по заявлению Н.Яресько, с себя они ответственность снимают и не думают принимать какие-либо меры для того, чтобы государство и страна в целом честным трудом заработали деньги и расплатились с кредиторами.
В соответствии с обязательствами перед МВФ в апреле Украина начала переговоры о реструктуризации долга с комитетом кредиторов, состоящем из пяти крупнейших держателей украинских евробондов. Главную роль в комитете играет инвестфонд Franklin Templeton, который, по некоторым сведениям, контролируется семейством Ротшильдов, и в 2013 году приобрел почти четверть всех украинских евробондов на сумму 7 (по другим данным на 8,5) миллиардов долларов. Реструктуризации, по замыслам украинского правительства, подлежат еврооблигации, выпущенные до 28 февраля 2014 года государством и гарантированные государством, государственными банками (Ощадбанк и Укрэксимбанк), городскими властями Киева, а также госкомпанией “Укрзализныци”, хотя указанные заемщики ведут консультации с кредиторами как отдельные юридические лица.
Киев добивается от комитета кредиторов реструктуризации долгов на сумму общую сумму 15 млрд. долларов, подлежащих выплате в течение периода действия кредитной программы МВФ, т.е. четырех лет, в том числе 5,2 млрд. в текущем году. Львиную долю из 5,2 млрд. (3 млрд. или 56%) составляет долг перед Россией за еврооблигации со сроком погашения в декабре 2015 года. Далее следуют евробонды Укрэксимбанка на 750 млн. долл. со сроком погашения в конце апреля, суверенные евробонды на 600 млн. евро (срок погашения в октябре), суверенные евробонды на 500 млн. долларов (срок погашения в сентябре), а также еврооблигации Киева на 250 млн. долларов (срок погашения в ноябре) и кредиты госкомпаний на общую сумму 225,5 млн. долларов.
Правительству Украины необходимо договориться с кредиторами до 1 июня, поскольку это является одним из условий получения второго транша объемом 2,5 млрд. долларов, а в конце мая в Киев приезжает миссия МВФ для оценки хода выполнения кредитного соглашения от 11 марта.
Всего лишь через неделю после начала переговоров глава украинского финансового ведомства отчитала представителей славного семейства банкиров в седьмом поколении за то, что они «не понимают всей глубины финансово-экономического бедствия, переживаемого Украиной», и переговоры по госдолгу с кредиторами идут «слишком медленно» (как будто ход переговоров зависит исключительно от позиции одной стороны, а вторая «ни при чем»). Она потребовала «простить» Украине весь долг в объеме 15 млрд. долларов и недвусмысленно пригрозила кредиторам, заявив, что если переговоры закончатся безрезультатно, они не получат ни копейки: «В нашем парламенте ведется много обсуждений по этому поводу. Некоторые парламентские фракции придерживаются популистской точки зрения, что по долгу вообще не стоит платить. Это один из рисков, которые необходимо учитывать кредиторам».
Европейские кредиторы, естественно, были шокированы такой наглостью. Они расценили заявления главы Минфина Украины как грубый шантаж, пришли в ярость от подобной манеры вести переговоры и сообщили, что готовы обсуждать пролонгацию долга (перенесение платежей на более поздние сроки), но списывать ни основную часть долга, ни проценты по нему не намерены.
Чуть позже – 19 апреля – в бой вступил премьер-министр А.Яценюк, который потребовал реструктурировать уже не 15, а 23 млрд. долларов, т.е. почти треть всего внешнего долга государства, государственных банков и предприятий.
В конце апреля украинские СМИ со ссылкой на одного из участников переговоров сообщили, что Киев скорректировал свою позицию и теперь настаивает на списании «всего лишь» половины долгов из общей суммы 15 млрд. долларов, но взамен требует от партнеров пролонгации выплат по остальной части долга[iv].
Интересна аргументация, которую использует украинская сторона в переговорах с частными кредиторами.
Главный тезис киевских властей состоит в том, что Украина, якобы, стала форпостом «свободного мира» на его восточных границах и защищает Европу от агрессии со стороны «путинской» России. Второй тезис сводится к утверждению, что в кредитном соглашении с МВФ предусмотрена реструктуризация государственного долга Украины частным инвесторам, а также снижение к 2020 году размера долга до 71% от ВВП и расходов государства на обслуживание долга – до 10-12% от ВВП. Третий аргумент – Евросоюз и МВФ в 2012году согласились на списание 53% внешнего государственного долга Греции перед частными кредиторами, следовательно, на таких же условиях они должны реструктурировать и долги Украины. Наконец, четвертый – в случае дефолта кредиторы не получат ничего.
В этой аргументации как в капле воды отражаются две характерные особенности нынешних киевских властей: низкий уровень профессионализма и жульническое стремление «надуть» партнера. В Киеве не понимают, что политические лозунги вроде «форпоста на восточных границах» имеют значение для западных государственных деятелей, но не для частных инвесторов, которых интересуют исключительно прибыль и коммерческая выгода. Договоренность Киева с МВФ нельзя рассматривать как «директиву» частным инвесторам: они не являются стороной достигнутого 11 марта соглашения и не обязаны подчиняться решениям фонда. Кроме того, в соглашении Украины с МВФ ни слова не сказано о «реструктуризации» и тем более о «списании» задолженности. В этом документе использован неопределенный термин «операции с долгом» (debt operations), которого нет ни в одном финансовом словаре, и который каждый трактует «в меру своей испорченности». Греция является членом Еврозоны, поэтому, списывая ей часть задолженности в 2012 году, Евросоюз спасал себя. Украина же не входит в ЕС, и любая помощь ей – это помощь ПОСТОРОННЕМУ, пусть даже вызывающему сочувствие. Наконец, если переговоры закончатся безрезультатно и Украина объявит дефолт по своим долгам, это вовсе не означает, что она полностью освобождается от выплат. Ничего подобного. За объявлением дефолта следуют новые переговоры о реструктуризации, причем до их завершения страна уже не получит ни копейки от любого кредитора.
Выдвигая неприемлемые требования перед кредиторами, киевские власти также не учитывают общую финансовую ситуацию в Европе. Евросоюз и МВФ поставлены в сложное положение в связи со сменой власти в Греции и заявлениями нового премьер-министра А.Ципраса о намерении добиться реструктуризации внешнего долга. Если инвесторы согласятся списать часть украинского долга, это станет прецедентом для Греции, которая потребует как минимум аналогичного подхода к себе. Но ведь греческий долг составляет 320 млрд. евро, и согласие на его частичное списание нанесет огромный ущерб европейским финансовым институтам, прежде всего немецким.
Более того, финансовая ситуация в Еврозоне после достигнутой в 2012 году некоторой стабилизации опять осложнилась. В 2014 году вновь стали быстро расти государственные долги стран ЕС, которые достигли 87% от ВВП, причем прирост идет за счет выпуска высокорисковых облигаций. В Евросоюзе опасаются «эффекта домино», поскольку примеры Украины и Греции могут спровоцировать аналогичные требования со стороны других «неблагополучных» в финансовом отношении членов ЕС.
А таких стран в Европе немало, в том числе крупных. По данным исследования, проведенного компанией «Morss Global Finance», из 30 стран в мире, финансы которых находятся в «катастрофической ситуации», шесть являются членами ЕС. Ниже приводится таблица с основными макроэкономическими показателями (цифры, выделенные жирным шрифтом, указывают на те критерии, по которым страна попадает в список 30 «финансовых аутсайдеров»)[v].
СтранаРост ВВП,в %Уровень безработицы, в % к трудоспособному населениюПрофицит/дефицит госбюджета, в % к ВВПГосударственный долг, в % к ВВПСальдо платежного баланса, в % к ВВП Греция 0,6 25,8 1,5 174,2 0,7 Италия – 0,2 12,6 1,9 136,7 1,2 Португалия 1,0 14,2 0,3 131,3 0,6 Кипр – 3,2 16,6 – 1,0 117,4 – 1,1 Испания 1,3 24,6 – 2,7 98,6 0,1 Франция 0,4 10,0 – 4,4 95,2 – 1,4
Видимо, не надо объяснять, что случится с Евросоюзом, если все эти «финансовые аутсайдеры» по примеру Украины и Греции потребуют списать им хотя бы часть долгов. Одна лишь Италия задолжала 2,13 трлн. евро, Испания – около одного триллиона.
Но киевские руководители, как любые эгоцентристы, считают Украину «пупом Земли», и искренне полагают, что все прогрессивное человечество озабочено исключительно ее проблемами и не думает больше ни о чем. Нынешние правители Украины видят не дальше собственного носа, замечая только собственные беды, и не пытаясь понять проблемы других.
* * * * * * * * *
Если уж с европейскими кредиторами украинские руководители не церемонятся, то в долговых отношениях с Россией они проявляют просто чудеса наглости.
4 апреля кабинет министров Украины утвердил перечень подлежащих реструктуризации долговых обязательств, включив в него и долг перед Россией в объеме 3 млрд. долларов, причем решение принято без каких-либо консультаций с российской стороной, так сказать явочным порядком[vi]. Видимо, в Киеве посчитали, что привычный аргумент об Украине как восточном форпосте «свободного мира», защищающем его от «диких орд российских ватников и колорадов», вряд ли убедит Москву в необходимости списания долга, и поэтому разговаривать с ней о чем-то вообще не имеет смысла.
В интервью американскому телеканалу СNBC 15 апреля министр финансов Н.Ересько разъяснила позицию Киева. По ее словам, все евробонды, в т.ч. приобретенные Россией, Украина рассматривает как коммерческий долг (т.е. долг перед частными компаниями и банками) и намерена реструктурировать его «на общих основаниях». Ее не смутило, что весь выпуск бондов от декабря 2013 года на сумму 3 млрд. был выкуплен правительством России по отдельному соглашению, причем на льготных для Украины условиях. Не смутил даже тот факт, что в соглашении с МВФ от 11 марта в пункте о необходимости провести «операции с долгом» (debt operations) использован термин «private sector», т.е. «частный сектор». Вероятно, госпоже Яресько известно о том, что некоторые российские министры пришли на госслужбу из бизнеса, и, вполне возможно, втайне от председателя правительства продолжают вести коммерческую деятельность, например ездят челноками в Турцию за кожаными куртками или выращивают на приусадебных участках редиску и торгуют ею на московских рынках, но считать на этом основании наше правительство «частным сектором» – это уж слишком!
Судя по всему, нынешние киевские власти плевать хотели на любые договоры и соглашения. Подобно революционерам всех времен и народов они руководствуются не законами, а революционным правосознанием и собственным пониманием справедливости.
Впрочем, наглость и стремление жить за чужой счет было характерно не только для нынешних революционеров, но для большинства представителей украинской элиты за последние 25 лет. После распада СССР Россия предложила бывшим советским республикам «нулевой вариант» по вопросу о зарубежных долгах и зарубежном имуществе СССР (неучастие в погашении советских долгов перед Западом в обмен на отказ от претензий на имущество ССР за рубежом). Все республики согласились, кроме Украины: соответствующую часть советского долга она отказалась погашать, а вот на недвижимое имущество СССР за рубежом претензии выдвинула. В результате Россия, экономя каждую копейку, была вынуждена в одиночку погашать весь долг СССР перед западными кредиторами и одновременно отбиваться от украинских претензий на недвижимое имущество СССР во многих странах. Воровство газа, постоянные требования льготных цен и других торговых преференций, задержки с выплатой долгов, требования пересмотреть условия заключенных контрактов задним числом – этот перечень можно продолжать до бесконечности.
Но в любом случае украинским властям придется получать согласие России на реструктуризацию долга. Видимо, на тот случай, если наша страна не согласится сесть за стол переговоров и по-прежнему будет требовать погашения долга в декабре с.г., Киев готовит запасной вариант решения этой проблемы. Верховная Рада 27 января с.г. в своем заявлении признала Российскую Федерацию государством-агрессором, и ряд депутатов уже выступили с инициативой принятия закона, который обязывал бы правительство не выплачивать долги перед Россией, считая их «платой за отчуждение Крыма».
У России, однако, есть сильные средства для того, чтобы остудить пыл разгорячившихся «революционеров».
В том случае, если Киев будет настаивать на «коммерческом характере» долга объемом 3 млрд. долларов и не погасит его в декабре, это будет означать дефолт по данной серии евробондов, а также кросс-дефолт по другим сериям, т.е. держатели любых серий украинских евробондов могут предъявить их к досрочному погашению.
При этом Россия может обратиться в международный арбитраж в Великобритании, поскольку долги частных инвесторов подпадают под юрисдикцию английского права. Широкая юрисдикция английских судов дает возможность добиваться исполнения их решений во многих странах мира, где есть украинская государственная собственность и активы. Понятно, что это займет немало времени, но в этот период Украина не сможет получить ни копейки от зарубежных кредиторов любого уровня.
Кроме того, еще до декабря и наступления дефолта Россия может потребовать досрочного погашения евробондов на 3 млрд. долларов, что предусмотрено соглашением от декабря 2013 года в случае, если внешний долг Украины превысил 60% от годового объема ВВП (по итогам 2014 года госдолг Украины составил 72,4% ВВП, а к концу 2015 года, по расчетам, достигнет 93% ВВП). В этом случае кросс-дефолт настигнет Украину еще до декабря 2015 года[vii].
Дефолт неизбежно приведет к резкому падению курса национальной валюты, которая сейчас стабилизировалась в районе 20 гривен за доллар, отказу международных организаций от дальнейшего кредитования страны, волне банкротств банков и предприятий, росту безработицы, падению доходов населения, социальному взрыву и политическому кризису.
Если же депутаты Верховной Рады продавят закон, запрещающий возвращать долги «стране-агрессору», в ответ Федеральное Собрание РФ могло бы принять российский закон о «геноциде русского населения на Востоке Украины», который нанесет Украине многократно больший ущерб, чем «сэкономленные» Киевом 3 млрд. долларов. Этим правовым актом можно было бы ввести санкции против Украины (точно так же, как Вашингтон и Брюссель вводят санкции против России), например, запретить импорт любой продукции из Украины (10,7 млрд. долларов в 2014 году), выдачу разрешений на работу в России гражданам Украины (за исключением беженцев с востока страны), а также переводы денег из России в Украину (2,5 млрд. долларов), в т.ч. через третьи страны. Мало не покажется.
Важно также, что отказ Украины от погашения внешнего долга перед Россией по политическим мотивам был бы крайне негативно воспринят даже на Западе, поскольку создал бы опасный международный прецедент. В этом случае можно ожидать прекращения либо резкого снижения западной финансовой помощи, от которой Украина сильно зависит.
Можно предъявить к погашению долг в объеме 18 млрд.долларов, который возник из-за недобора Украиной минимальных объемов газа по зафиксированной в двустороннем газовом соглашении схеме «бери или плати» (пока «Газпром» не будирует этот вопрос, но может поднять в любой момент).
* * * * * * * * *
В общем, куда ни кинь, везде клин.
Пока украинским властям удается оттянуть неизбежное. Кредиторы Укрэксимбанка согласились отложить погашение евробондов на 750 млн. долларов, которое должно было состояться 27 апреля, но только на три месяца – до 27 июля, т.е. вскоре после получения ожидаемого транша МВФ[viii].
Время работает против киевских властей. В конце мая истекает срок, отпущенный Украине для реструктуризации долгов перед частными держателями евробондов. Скоро киевские революционеры убедятся, что с западными кредиторами вести переговоры куда сложнее, чем с Россией. Шантаж и угрозы с наследниками дома Ротшильдов не проходят. Скоро и сами западные кредиторы – как частные, так и государственные, – почувствуют, как тяжело тащить в рай на своем загривке кучу «революционеров», которые знают только три лозунга – «дай!», «мало!» и «еще!».
Но и Россия не намерена прощать долги, как прощала раньше, когда руководствовалась благими соображениями о «братстве двух народов» и известной пословицей «худой мир лучше доброй ссоры». Своей русофобской политикой нынешнее политическое руководство Украины перечеркнуло все возможности уступок с нашей стороны.
Если Украина не сможет согласовать с кредиторами условия реструктуризации долгов до конца мая и будет объявлен дефолт, она лишится кредита МВФ, а затем вынуждена будет начать новые переговоры (если, конечно, рассчитывает хоть когда-нибудь получить западные кредиты). Но даже если Киеву удастся договориться до конца мая о реструктуризации части государственных еврооблигаций, золотой дождь на него не прольется. По оценке рейтингового агентства Standard&Poor’s, реструктуризация по последствиям будет близка к дефолту, и Украина еще долгие годы не сможет получить ни копейки от западных частных банков и предприятий. 10 апреля, т.е. уже после подписания соглашения с МВФ о выделении 17,5 млрд. долларов, это агентство понизило суверенный рейтинг Украины до уровня «СС» с негативным прогнозом – всего лишь в одном шаге от рейтинга «С», означающего банкротство должника.
Сдается, что долго еще над головами киевских революционеров будет висеть дамоклов меч дефолта. Долго еще придется им колесить по западным столицам, клянчить новые кредиты и умолять простить старые долги, делая при этом гордое выражение лица и рассказывая народу байки про «революцию достоинства». Что ж, каждый сам выбирает свою судьбу.
Короче, хоть на дворе весна, но, как говорят на Украине, «держись, Хома, іде зима!». Или так: «якби Хомі гроші, був би й він хороший, а нема — всяк мина».
Вячеслав Холодков