Украинский минфин пытается избавиться от российского госдолга в размере 3 млрд долларов, списав его в разряд коммерческих. Министр финансов России Антон Силуанов потребовал у Украины не спекулировать своими обязательствами. По мнению экспертов, Украина подобными односторонними действиями пытается надавить на Россию. Москва, в свою очередь, может ответить «энергетическим» оружием. «Исключительно государственный»
В субботу, 18 апреля, министр финансов России Антон Силуанов потребовал от Украины не спекулировать госдолгом в отношении России. Россия является конечным держателем украинских облигаций на 3 млрд долларов, спекуляции относительно статуса долга неуместны, отметил глава российского Минфина Антон Силуанов в Вашингтоне на весенней сессии МВФ и Всемирного банка. «Мы слышали заявление о том, что наши украинские коллеги не знают, кто является держателем облигаций, которые выпустила Украина (в декабре 2013 года).
Из-за этого они не могут определить, что это за долг – государственный или коммерческий, – отметил Силуанов. – Странно слышать такие заявления. В первую очередь, наверное, нужно было обратиться к России как к держателю бумаг и узнать, где вообще эти бумаги, если это интересует так сильно». «Если кто интересуется, кто является держателем долга, пусть обращается к России, мы им покажем в полном объеме, кто является держателем – именно Россия, здесь никаких других комментариев и сомнений просто быть не может. Спекуляции относительно статуса долга просто неуместны», – приводит РИА «Новости» заявление министра финансов. Антон Силуанов подчеркнул, что отсутствие четкой информации о конечном бенефициаре госдолга Украины является для Киева мотивом для того, чтобы приравнивать долг к коммерческому. Глава Минфина России особо отметил, что данный долг является «исключительно государственным».
Государственный или коммерческий долг?
Отметим, что ранее глава минфина Украины Наталья Яресько говорила, что им (Украине – прим. ВЗГЛЯД) не известен конечный бенефициар выкупленных Россией еврооблигаций. К слову, Яресько была назначена министром финансов Украины совсем недавно – с декабря 2014 года. Яресько родилась в городе Элмгурст, штат Иллинойс, США, и никакого отношения к Украине до декабря прошлого года не имела. Несмотря на все заявления, сделанные ранее, 14 апреля Яресько заявила в эфире американского телеканала CNBC, что долг Украины в размере 3 млрд долларов по облигациям относится к механизмам Лондонского клуба кредиторов. Тем самым украинский министр приравняла в одностороннем порядке обязательства перед Россией к коммерческому долгу. Вдобавок она сказала, что не знает, кто является конечным держателем выпущенных облигаций.
Напомним, 10 апреля представители правительства Украины заявили, что намерены реструктуризировать 11 внешних долговых обязательств со сроками погашения от 2015 до 2023 года, в него вошли и евробонды на три миллиарда долларов, выкупленные Россией в 2013 году. Однако Антон Силуанов заявил, что Россия рассматривает себя как официального кредитора Украины и не планирует ни реструктурировать, ни пролонгировать ее долг. Более того, 6 апреля заместитель министра финансов России Сергей Сторчак подчеркнул, что Киев не обращался к Москве с просьбой о реструктуризации долга. К слову, несмотря на заявления украинских политиков, Москва пошла навстречу Киеву. Президент России Владимир Путин в ноябре прошлого года заявлял, что Россия не будет требовать от Украины досрочного погашения евробондов на 3 млрд долларов, чтобы помочь Украине встать на ноги.
России «были даны все заверения»
Отметим, что ранее некоторые СМИ, в том числе украинские, писали, что Киев отказывается платить по российским долгам. Согласно сообщениям некоторых СМИ, Киев самостоятельно включил российский кредитный долг в список реструктурируемых долгов. Однако необходимо отметить, что еще 14 апреля 2015 года МВФ потребовал от Украины договориться с кредиторами до июня 2015 года. Данное требование со стороны МВФ было одним из главных условий предоставления пакета финансовой помощи Киеву. В тот же день глава российского Минфина Антон Силуанов заявил: «В ходе моего недавнего разговора с министром финансов Украины с украинской стороны были даны все заверения, что те обязательства, которые есть к погашению в декабре текущего года, учтены в украинском бюджете».
Госдолг, да еще не отданный вовремя, грозит большими репутационными потерями стране. И не только. В прошлом году, напомним, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило рейтинг Украины, дав понять, что она находится в шаге от банкротства, пишет «Российская газета». «Государственный долг – это долг государству, а коммерческий – это долг частным компаниям. Естественно, когда Украина в одностороннем порядке меняет формальный статус долга с государственного на коммерческий, это снижает приоритет этого долга. В то же время это изменение носит только формальный характер. В общем-то, это просто еще одно нарушение правил со стороны Украины», – сказал в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин. Собеседник отмечает, что Украина должна России не только три миллиарда госдолга, но и 18 миллиардов государственной компании Газпром, что тоже является госдолгом, но об этих деньгах никто не вспоминает.
«Попытка надавить на Россию»
«Украина пытается перевести госдолг в отношении России в коммерческий уже несколько месяцев. Дело в том, что по коммерческим долгам, согласно правилам МВФ, можно объявлять дефолт, то есть отказываться от выплаты по ним. Именно поэтому Украина и пытается перевести госдолг в коммерческий. Более того, у минфина Украины появится серьезный рычаг. По коммерческим долгам последнее слово принадлежит заемщику, а по госдолгу – кредитору», – сказал в комментарии газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
По мнению собеседника, попытки Киева избавиться от госдолга России могут привести к серьезным последствиям. «Например, Москва может применить энергетическое оружие против Украины, чего до сих пор не делала. А Украина, как мы видим, экономическое оружие против России использует. Но дело в том, что время играет против Украины. Им необходимо разобраться со своими долгами до конца мая. В противном случае они не получат помощь со стороны МВФ», – отметил Абзалов.
Михаил Делягин