Российский "Газпром" заявил, что с 2019 года не планирует продлевать контракт с Украиной на транзит газа в ЕС. Фактически Россия презентовала для Европы свою новую транзитную стратегию, в которой не нашлось места Украине. Но, возможно, еще рано посыпать голову пеплом?
Транзитный патриотизм
Наконец может осуществиться давняя голубая мечта части общества - Украина прекратит сотрудничество с Россией в газовом вопросе. Правда, это - только половина "патриотического" дела. "Газпром" не продлит транзитный контракт, но договор о поставках газа может быть подписан и новый.
В то же время возникает вопрос: а патриотично ли желать своей стране потерю прибыли от транзита газа? Ведь в 2013 году страна заработала 3,2 млрд долл. за транзит 86,1 млрд куб. м газа в ЕС. А в 2014 году объем транзита составил 59,4 млрд кубометров - на сумму 1,8 млрд долл. В 2015 году по прогнозам поставки газа "Газпрома" через Украину в ЕС могут упасть еще до 45-50 млрд куб. м. То есть денег "Нафтогаз Украины" получит еще меньше.
А окончательно прибыль от транзита "добьет" падение цены на нефть и снижение цены на газ до уровня 330 долл. в І квартале и до 248 долл. во ІІ квартале. Так что в 2015 году за транзит 50 млрд куб. м "Нафтогаз" получит всего 1-1,2 млрд долл. Но после 2019 года страна не увидит и этих денег.
Какой-то такой непатриотический патриотизм получается. Ведь не сделав даже и шага, чтобы закрепить за собой хоть небольшой объем транзита газа в ЕС, Украина рискует потерять отрасль транзита газа вообще.
Ну и что, скажут патриоты? "Он нам нужен - этот транзитный газ?" Да в принципе можно сказать, что особенно и не нужен. Но так можно было бы сказать лишь в том случае, если бы у страны был заготовлен вариант выхода на другие рынки получения прибыли - вместо транзита газа. А ведь плана замещения потерянной прибыли (от 1,5 до 3 млрд долл.) в природе не существует. Так что - патриотизмом здесь и не пахнет. Это уничтожение потенциала.
Еще большей проблемой является то, что с потерей российского транзита Украина теряет и статус эксклюзивного транзитера газа в Европу. И при таком пасьянсе уже через пару лет чиновники Еврокомиссии уж точно перестанут ездить в Киев. И не будут видеть необходимости "дружить" с Украиной, как сейчас.
Ведь одной из ключевых тем для обсуждения и в 2006, и в 2009, и в 2015 году является вопрос стабильного транзита в ЕС. Не будет транзита - не будет и тем для брюссельских чаепитий.
Дурень думкою багатіє
Конечно же, большинство не верит, что "Газпрому" удастся найти деньги, построить "Турецкий поток" и перебросить на границу Турции и Греции 50-70 млрд кубометров "украинского" транзита. Иначе говоря, в действиях России видят блеф или провокацию. Но отнюдь не реальную возможность остаться без долларов за транзит.
Есть хорошая пословица: "Дурень думкою багатіє". Вместо того чтобы ждать пока Россия реализует свои планы, Украине нужно было срочно закреплять за собой хотя бы транзит в Центральную и Восточную Европу. Но на этом фронте у правительства и "Нафтогаза" все тихо. Как на кладбище.
На этом фоне еще больше настораживает, что у всех соседей Украины: Польши, Словакии, Венгрии, Беларуси и даже Болгарии и Турции, - наоборот, огромные планы по развитию поставок газа в ЕС. И зарабатывать они готовы по 100-300 млн долл. только на транзите. Получается, что для "Нафтогаза" пару миллиардов долларов в год - это смешные деньги, за которые не стоит бороться?
При потере транзита выход для Украины всего один - реализовывать идею газового хаба Центрально-Восточной Европы. При этом нужно понимать, что даже если удастся выстроить систему работы украинского хаба на базе подземных хранилищ газа, прибыль все равно будет несравненно меньше доходов "Нафтогаза" от транзита. В лучшем случае, за хранение максимум 20 млрд куб. м можно будет получать от 300 до 500 млн долл.
Но проблема в том, что "Газпром" собирает вокруг себя участников "Турецкого потока", обсуждает и подписывает договора на поставки газа в Китай и активно "торгуется" с ЕС. Украина же никак не может сдвинуть с места даже проект обсуждения своего хаба.
Конечно, во многом не на руку Украине играет пассивная позиция ЕС, который банально не видит возможности реализовать идею украинского хаба. И причина в том, что нет заинтересованных компаний, которые бы желали хранить газ в ПХГ Украины.
Не стоит забывать и о том, что к 2019 году ситуация может сложиться таким образом, что газотранспортной системой Украины будет управлять де-факто уже другая страна или иностранная компания. Идеи создания совместных предприятий по транзиту и хранению газа закреплены уже не в одном законе. И эти предприятия будут иметь право торговать с "Газпромом". Но голос Украины в таком случае, к сожалению, будет уже почти неслышен.
Юрий Корольчук