По Украине ходит призрак отставки Арсения Яценюка. Накануне украинское издание «НоВини» опубликовало со ссылкой на источник в администрации президента Украины странное сообщение: якобы Петр Порошенко провел переговоры с фракциями и согласовал отставку премьера уже на следующем пленарном заседании Верховной Рады.
Причиной такого шага, указывает СМИ, послужил обвал гривны. «Конечно, Яценюк все стрелки перевел на Гонтареву (главу Нацбанка Украины), но Порошенко считает иначе», — заявил таинственный источник. Сообщение было опубликовано в разделе «Новости России», пестрело орфографическими ошибками и, скорее всего, было абсолютным «фейком», а в лучшем случае — отражением слухов и настроений определенной группы. Но оно было бодро подхвачено некоторыми украинскими коллегами.
Недавно американский историк и политолог Стивен Коэн, выступая в эфире Шоу Джона Батчелора, поделился своим мнением о том, кого США готовит на смену Петру Порошенко, стремительно утрачивающему свои позиции. По его мнению, это как раз Арсений Яценюк, которому на родине вменяют экономические неудачи страны. Признаками, по которым отбирается кандидат, согласно мнению Коэна, являются обязательная русофобия и способность ладить с МВФ. Учитывая, что украинцы в настоящий момент склонны и премьера, и президента «мазать одним миром», это предсказание вызывает сомнение.
И Порошенко, и Яценюк одинаково подвергаются жесткой критике со стороны парламента и простых граждан. Разрушение экономики — прямое следствие силовой операции, провала реформ и бездумного отношения к западным кредитам.
Лидер Радикальной партии Олег Ляшко явно предчувствует вакансию. «Мародеры при власти», — так он озаглавил свой пост в Facebook. «Попытки правительства поднять экономику за счет наиболее социально незащищенных слоев населения, сокращая льготы наиболее обездоленным — это путь в никуда. Аналогично — и борьба за кредиты МВФ ради самих кредитов, их проедание и раскрадывание», — подчеркивает радикальный депутат.
«Небольшой пример: в момент массового обнищания населения, банкротства или убыточности большинства украинских банков, только два банка за это время утроили свою прибыль. Один из них принадлежит главе Нацбанка Украины Валерии Гонтаревой, а другой — опосредованно, президенту Украины Петру Порошенко», — намекает Ляшко. Обрушиваясь на министров и руководителей госпредприятий, продолжающих сотрудничать со «страной-агрессором», политик призывает завершить дело революции, отмечая, что «мародеры засели в кабинетах власти и покидать их не собираются».
Более мягко критикует правительство и президента депутат от партии «Единый центр» Виктор Балога. «Нет ничего удивительного в том, что коррумпированным правительствам не дают кредиты, а бездарным командирам — современное вооружение», — пишет он в соцсети.
«Слава Героям Украины, а поклонникам шоколадного президента и министерского кролика — ПОЗОР! Не выбрали бы вы их, война бы уже давно закончилась, и не грызли бы сейчас себе локти из-за курса доллара», — делится на своей странице в Facebook депутат Владимир Парасюк.
Не доволен действующей властью «Правый сектор», не оставляет надежд на электорат лидер «Свободы» Олег Тягнибок. И при такой картине на Украине, фактически, не осталось политической силы, с которой Россия могла бы сотрудничать теснее, чем с Порошенко или Яценюком.
Несамостоятельность украинской политики определяется не тем, что украинские государственные мужи действуют по указке Вашингтона, а тем, что, получив конкретные цели и задачи от западных партнеров, они не представляют, как их выполнить. Именно поэтому украинские деятели рискнули взяться за несмываемые для своей репутации штрихи.
Украина после Порошенко не станет дружественнее относиться к России или принимать во внимание позицию жителей Донбасса — это слишком взаимосвязанные факторы, и умеренное правительство давно могло бы примирить регионы, сбалансировав экономику и отношения с ЕС и РФ.
Но Украина способна превратится в очаг еще большего террора, где лидеры со своими армиями схлестнутся в новом витке борьбы за Единую и начнут соревноваться в том, кто из них сильнее ударит по России.
Учитывая такую перспективу, российские власти, возможно, скоро пересмотрят свое отношение к украинскому проекту «Стена», предложив, со своей стороны, демаркацию и софинансирование по целому ряду участков границы.
Марина Шостак