История с 3-х миллиардным долгом Украины все больше начинает соответствовать поговорке «дашь палец — всю руку откусит». Хотя условия досрочного погашения задолженности наступили, Москва не спешит требовать деньги. А Киев, пользуясь проявленной добротой соседа, теперь намерен перенести и крайний срок погашения долга.
Об этом 17 февраля заявила министр финансов Украины Наталья Яресько. По ее словам, украинское правительство будет вести переговоры со всеми своими кредиторами, в том числе с Россией, о переносе сроков выплат. «Эти бумаги являются суверенным долгом. Все наши кредиторы являются равными на данный момент. Мы будем говорить со всеми кредиторами» - заявила министр.
Что ж, слова министра по крайней мере объясняют отсутствие суммы долга в украинском бюджетном плане - видимо погашать его киевские власти в текущем году не намерены. Ранее министр финансов РФ Антон Силуанов выразил недоумение по поводу принятого Украиной бюджета на 2015 год, в котором не учтены эти долговые обязательства.
Напомним, что Украина должна расплатиться по двухлетним еврооблигациям со сроком погашения в декабре 2015 г., которые Россия приобрела согласно договоренностям с Киевом от 17 декабря 2013 года. До свержения Януковича Москва успела перечислить 3 млрд. долларов из 15 оговоренных. Таким образом, вместе с процентами сумма возврата составляет 3,3 млрд. Отметим, что одно из условий сделки - право России потребовать досрочное погашение долга, в случае если госдолг Украины превысит 60% относительно ВВП.
О том, что условие для досрочного погашения задолженности наступило, еще 10 янврая заявлял министр финансов России Антон Силуанов. Однако Силуанов при этом отметил, что пользоваться возможностью досрочного погашения - Россия пока не намерена.
Главная причина, по которой России крайне важно задействовать данный инструмент, заключается в том, что киевская хунта продолжает вести боевые действия на Донбассе, по сути осуществляя геноцид мирного населения. Два раунда минских соглашений - в сентябре 2014 года и последние февральские - не принесли никаких результатов: кровавая бойня продолжается. Этим Киев четко дает понять, что двигаться по пунктам «Минска-2» не намерен.
В свою очередь требование досрочного погашения может вынудить Украину объявить дефолт по своим обязательствам и сорвать грядущие договоренности относительно кредитования от МВФ. Следовательно режим Петра Порошенко тут же зашатается под тяжестью долгового бремени, которое Киев начнет сокращать, используя остатки имеющихся резервов. Значит и ведение дорогостоящей военной кампании на Востоке - окажется за пределами финансовых возможностей правительства. Стоит ли Москве попробовать сделать такой шаг, дабы остановить кровопролитие без единого выстрела? - ответ очевиден. И с большой долей вероятности результат окажется в пользу жителей ДНР и ЛНР.
Однако скептики, убежденные в том, что это не поможет лишить Киев средств для ведения войны, - выступают за сохранение лояльности режиму Порошенко в данном вопросе. Дескать, срок погашения облигаций неизбежно наступит, и эти деньги, заимствованные, кстати, из Фонда национального благосостояния, вернутся на его счета до 31 декабря 2015 года. На это надеется и Минфин России: «мы рассчитываем и ждём погашение обязательств, которые Украина нам должна будет в декабре» - говорил в январе Антон Силуанов.
Но судя по всему, украинская сторона, заговорившая о реструктуризации долга, не планирует возвращать деньги, заимствованные у российских пенсионеров, в срок. К слову, Киев даже обращался к России с подобным предложением, однако глава Минфина ответил отказом. Но ведомство Натальи Яресько отказ Силуанова в реструктуризации не смутил.
Дело в том, что Киев, прежде чем получить кредиты от МВФ в рамках обсуждаемой программы расширенной помощи (EFF), должен провести переговоры с прочими кредиторами и получить добро на пересмотр сроков и объемов долгов перед ними, то есть подтвердить реструктуризацию обязательств. И если Киеву удастся уладить этот вопрос относительно двух наиболее весомых (после долга РФ) возвратов этого года - это кредит МВФ и погашение 5-10-летних еврооблигаций, - то протест Москвы против пересмотра сроков погашения задолженности по пресловутым евробондам может быть не услышан.
МВФ и прочие кредиторы начнут дружно разъяснять Москве, что, мол, украинский суверенный долг не критичен и они одобряют его реструктуризацию, а если к тому времени новый пакет помощи от МВФ будет-таки одобрен, то аргументы российской стороны о необходимости закрыть вопрос в соответствии с ранее принятыми договоренностями будет исчерпан. И не в нашу пользу.
В результате реструктуризации обязательств Украина окажется в ситуации технического дефолта, который означает, что кредиторы «надеются на выполнение обязательств должником с опозданием», в то время как кросс-дефолт, который может быть спровоцирован требованием РФ досрочного погашения еврооблигаций - означал бы «автоматическое неисполнение внешних обязательств Украины». А значит и невозможность дальнейшего кредитования без тотального пересмотра экономической политики страны.
И тогда неизбежно пришлось бы поднять вопрос зашкаливающих военных расходов Украины. Добавив к этому общую массу социально-политической проблематики в стране, с вероятностью 99% мы бы увидели как шестеренки военной машины перестают вращаться.
Летом 2014 года имела место быть похожая ситуация. Речь шла о реструктуризации долгов Аргентины, которую поддержали не все кредиторы. В частности, поддержали Аргентину участники стран Меркосур во главе с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, а вот против реструктуризации выступили ее американские кредиторы. Политика, однако. Алогичная, но обратная ситуация может сложится вокруг Украины - поддержат реструктуризацию украинского суверенного долга все…кроме России. А между тем киевский режим получить шанс перекредитоваться и, очевидно, что конфликт на Донбассе и конфронтация с Россией продолжится и дальше. Да и миллиарды из ФНБ зависнут в Киеве на гораздо дольший срок, чем декабрь текущего года.
Источник