В первый день «перемирия» с разных участков фронта на Донбассе поступали сообщения о том, что режим прекращения огня игнорируется.
Особенно противоречивая информация поступает по поводу того, что сейчас происходит в районе Дебальцево. В то время, когда в Минобороны и Генштабе Украины уверяют, что ситуация в районе этого города контролируема, с фронта поступают совершенно другие сведения. В частности, куратор батальона «Кривбасс» (40-й БТО) Николай Колесник 15 февраля, заявил о том, что бойцы там оказались в окружении. Что их постоянно атакуют ополченцы — и, в то же время, командование не предпринимает никаких шагов для того, чтобы помочь заблокированным на Дебальцевском выступе парням.
Украинский «Обозреватель» спросил у Колесника о ситуации под Дебальцево, причинах и возможном решении возникшей проблемы.
Николай, расскажите, что на самом деле сейчас происходит под Дебальцево? В частности с батальоном «Кривбасс»? Потому что Вы вчера писали страшные вещи: о непрекращающихся обстрелах, об отсутствии поддержки для ребят, об окружении и лжи командования…
А сегодня ничего не поменялось. Просто сегодня мы все уже улыбаемся. Даже пацаны на опорных пунктах улыбаются. Когда читают генштабовские отчеты, сообщения в интернете.
Командование до сих пор отрицает тот факт, что под Дебальцево наши силы находятся в окружении?
Да вообще на 100%. Арты нет. Танки вражеские отошли только потому, что у них боекомплект закончился. Всю ночь долбили минометы, «Грады», БМП. Там — локальное окружение. С противником можно перекрикиваться.
Вы обращались к Генштабу, чтобы привлечь внимание к тому, чего, по их мнению, не происходит?
Конечно! Получается, что мы транзитом управляем блокпостами из Кривого Рога, из Днепропетровска. Никто ж к ним (бойцам, оказавшимся в окружении — ред.) дозвониться не может. Связи нет. Я сомневаюсь, что у них, в Генштабе, вообще на карте отмечено, где мы находимся, наши опорные пункты.
Просто когда подписывали в Минске соглашение — забыли доложить, что там, в Дебальцево еще люди есть. Муженко же докладывал, что мы всем дадим п…ы, мы все герои, людей много… Ну, и подписали. А дальше? Что с пацанами делать?
В Дебальцево, по факту, ни одна дорога не проходит. В самом Дебальцево оказать помощь нельзя. А за Дебальцево еще стоят войска. А еще дальше стоят опорники «Кривбасса». Понимаете, да? Два раза к ним надо с боем пробиться. Кто это будет делать, если основная связь через меня, через мам-пап, волонтеров? Вышки разбомбили, связи нету, и комбат, который находится в Дебальцево, физически не может управлять. И даже если бы он захотел — техники нет, ничего нет. Он просто физически не может им помочь.
Как думаете, почему тогда в Минобороны буквально час назад заявили, что к бойцам можно доставить и боекомплекты, и продовольствие?
Да я вас прошу! Вот я разговаривал только что с опорником. Я слышу обстрел. Говорю — зачем вы меня просите о помощи, если вам Минобороны все уже «доставило»? Это мы так шутим уже. Поматерились немножко — и на том все.
Нету там никого. Вранье! Лучше вообще б заткнулись и не п…ели в эфир ничего. Зачем врать? Артиллерии не было, помощи не было, боекомплекта не было, еды не было, воды не было. Зачем врать?!
Насколько сейчас критична ситуация?
Долбят пацанов. Артиллерия, все… Добавить нечего — убавить тоже.
Много ли там ребят? И есть ли потери с того момента, когда теоретически должно было начаться перемирие?
С 00.00 было, насколько я знаю, 2–3 «трехсотых». До этого за полтора суток, учитывая 128-ую, 17-ую и 40-ку — были «двухсотые». Не назову точное количество.
Может ли то, что творится сейчас под Дебальцево, стать повторением Иловайска?
Я был под Иловайском, поэтому мне действительно есть с чем сравнивать. Вот знаете, чего нам не хватает? Гуманитарного коридора. Помните коридор этот? Вот если сейчас сделать этот коридор — будет полное дежавю. Вот не хватает только коридора!
По Вашему, зачем командование врет о том, что на самом деле происходит под Дебальцево? В чем причина возникновения этой ситуации вообще?
Необъективный доклад Верховному Главнокомандующему со стороны Генштаба — это и есть ситуация в Дебальцево. Его (Дебальцево — ред.) не учли в должном формате на переговорах в Минске — и оно зависло. Есть масса противоречий. ДНР и ЛНР считают это своей территорией, которая вне формата минских соглашений. Об этом открыто заявил Захарченко. Это в открытом доступе, это ни для кого не секрет, правильно? И это их убеждение подкрепляется прямыми действиями, артиллерией, атакой, окружением. Правильно? Правильно! А наши ходы, наши запасные варианты — где они?
Я вижу только один: продолжение переговоров конкретно о судьбе Дебальцево. Там 2,5 «Иловайска». Почти 3 — по количественному составу, суммарно. Там ведь не только «Кривбасс».
Вы вчера еще писали об ультиматуме, который выдвинули нашим ребятам ополченцы…
Да, был такой — до 23 часов. Знаете, обычно происходит так: выдвигают ультиматум — и перестают стрелять. Типа, нате время, подумайте — и потом мы вас, типа, уничтожим. А тут никто ничего не прекращал. Вот объявили ультиматум — долбили-долбили, долбили-долбили… И долбят. Вот и весь ультиматум.
Я не могу пробиться к ребятам. Я не могу оказать им помощь боем. Я не могу кого-то тащить, людей ложить, гробить. Свою задачу вижу сейчас только в объективной подаче информации. Без паники. Ребята держатся. Никто никуда не уходит, оружие не бросает, в плен не сдается. Все объективно. Но без подвоза боекомплекта далеко не уедешь — он ведь не вечен. Без воды, без еды долго не повоюешь. Без сна долго не повоюешь…
А Вас же обвинили в паникерстве, правда ведь?
Попытались. Я на х. послал. Какое паникерство? Я был в Песках и на Спартаке, и под аэропортом, и в Иловайске… Я не паникер. Не могу просто смириться с враньем. А из-за этого вранья пацанов положат. Вот это парит. Мы что, будем как в Советском Союзе Жуков сотнями тысяч ложить людей? Мы имеем такую роскошь — так воевать? У нас людей до хрена? Давайте минные поля пешком разминировать? Да нет, так не прокатит!
Прежде чем докладывать президенту, надо знать, что происходит тактически. И где происходит. Они ведь (бойцы, оказавшиеся в окружении — ред.) сейчас заложники. Раньше хоть артиллерия была — танки можно было их бить. Пехоту погонять. А сейчас же арта молчит наша. Что у пацанов есть на кармане — тем они и воюют.
Поэтому возвращаясь к паникерству. Танки грязи не боятся. Я знаю, что я делаю. Только резонансом можно помочь. Только резонансом можно достучаться до «светлых мозгов» и принять решение. Вот я вижу что конкретно по «Кривбассу» на сегодняшний день, учитывая оперативную тактическую обстановку, военного решения нет. Вот его просто нет! Будут к ним прорываться с боем — будут потери. Сумасшедшие потери! Без поддержки артиллерии (учитывая подписание соглашения о прекращении огня) это сделать невозможно. Это любой командир отделения понимает. Любой командир взвода.
Только переговоры?
Переговоры. Дать возможность отходить, деблокировать. Не знаю. Но решение надо принимать срочно. Время для нас это недоступная роскошь.
У вас когда-то была моя оценка ситуации в Иловайске. Поверьте, на сегодняшний день заключение следственной комиссии Верховной Рады почти слово в слово повторяет то, о чем мы тогда говорили.
И я ведь не имею отношения к командованию. А в чем я ошибся? Ни в чем. И сейчас я не ошибаюсь. Оно, конечно, здорово, что я эти ситуации могу анализировать. Плохо то, что аналитики у нас в Генштабе на это совершенно не способны. Саур-Могила, Шахтерск, аэропорт, Иловайск… Не до хрена ли «роскоши» — тысячами пацанов ложить?! Когда эта падла Муженко уже крови напьется?
Как считаете, с точки зрения тактики, стратегии нужен нам этот Дебальцевский выступ? Был ли смысл удерживать его столь дорогой ценой?
Надо было фронт выравнивать. Эту подкову удержать ни тактически, ни стратегически нельзя. Когда скопление по флангам бронированной техники и пехоты противника, когда обстреливает артиллерия — это невозможно. Нужно было выровнять фронт и не размазывать войска, как масло по хлебу. Что это за загогулина? Она на хрен не нужна!. То, о чем Бутусов два месяца орет — все происходит ровно, как Юра говорил. Поэтому, когда гражданские, журналисты, бывшие командиры взводов делают аналитику, на 100% соответствующую прогнозируемой ситуации, а Генштаб и прочие… Такое впечатление, что они где-то на Марсе воюют. Прилетели к нам сюда, посидели, президенту набрехали — и опять улетели. Это же очевидно уже! От того что сто раз сказать «халва» — во рту слаще не станет. От того, что сто раз доложат, что в Дебальцево все зашибись — этим мы ребят не сохраним...