Президент Украины встретился с журналистами: говорил о ситуации в Донбассе, бюджете и работе украинских чиновников. Но первым делом Петр Порошенко заявил: закон, который запрещал Украине вступать в силовые блоки, в НАТО, например, уже отменен. В самом альянсе, правда, до этого уже намекали: мол, рановато Киеву думать об этом.
Это было вполне предсказуемым: подавляющая часть вопросов на пресс-конференции Петра Порошенко посвящена вооруженному конфликту на юго-востоке. О том, что официальный Киев давно поделен на "партию мира", к которой, кстати, причисляют и верховного главнокомандующего, и "партию войны", известно давно. Но никогда прежде журналисты так открыто не демонстрировали свою "партийную принадлежность", снова и снова словно настаивая: "Как скоро введут военное положение?", "Когда украинская армия, наконец, покажет свою боеготовность?", "Может, пора переходить в наступление?"
Президент Украины долго пытался быть дипломатичным, вновь напоминал о минских договоренностях и прекращении огня, призывал к диалогу. И, наконец, не выдержал. "Есть план, который может быть реализован, план прекращения огня, - сообщил Петр Порошенко. - И есть военный план - наступление. И сейчас я не могу вам сказать соотношение сил, но сил для наступления у нас не достает. У меня больше информации, которая есть у ваших друзей военных".
Впрочем, этого показалось мало. И вот журналист издания "Украинская неделя" уже прямо спрашивает: "А к чему вообще кормить сепаратистов? Может, просто заблокировать Донбасс, вместе с детскими садами и школами, домами престарелых и приютами? Перекрыть им газ и электричество, в морозы, зимой, - вот и войне конец?"
"Донбасс - оккупированная территория, - констатирует президент Украины. - Но там живут украинцы. Перекроем электроэнергию, газ, - пусть мерзнут и пусть с ними там происходит все, что угодно. Там украинцы! Мы не можем дать им права замерзнуть. Мы цивилизованная страна! Это позиция всего мира".
Новая украинская экономика - причудливое сочетание державной риторики и вынужденных мер. Считая Донбасс неотъемлемой частью страны, Петр Порошенко предлагает, тем не менее, начать торговлю с самопровозглашенными республиками. В частности, покупать уголь у ДНР. А платить за него пенсиями. Получается, замороженная часть выплат, которые расти в следующем году не будут, как раз и пойдет на то, чтобы зимой страна целиком не замерзла.
Накануне Верховная Рада все-таки приняла закон о бюджете. Пока одни всю ночь спорили, другие - обессилев, просто спали на заседании. Журналисты считают: народных избранников "сломали через колено", то есть фактически вынудили проголосовать за документ. Президент не согласен.
"Категорично не согласен с тем, кто кого "сломал через колено", - говорит он. - Мы хотим, чтобы приехали международные валютные организации и дали денег. Но с 1 января нам не было бы, чем финансировать армию".
Тот факт, что иностранные партнеры, мягко говоря, не довольны темпом реформ на Украине, уже не секрет. Особенно недовольны распределением европейских кредитов: говорят, "денег, просите, много, а вот результатов пока никаких". Словно заочно обращаясь к заграничным спонсорам, Петр Порошенко демонстративно подписывает закон об отмене внеблокового статуса Украины. Будто росчерком пера подтверждает: не столько стремление в НАТО, сколько зависимость от новых кредитов.
"Планирует реформировать страну, чтобы она соответствовала стандартам ЕС, - сообщает президент Украины. - Стандарты на 99% совпадают. Я подписываю этот закон у вас на глазах".
По сути, этот закон - еще один шаг в сторону Евросоюза. Для рядового гражданина это значит - очередной рост тарифов, увеличение налоговых ставок и огромный оборонный бюджет. Зато Петр Порошенко пообещал отмену виз, а значит, беспрепятственные путешествия украинцев в Европу. Кто и на какие деньги путешествовать будет, президент, правда, не сообщил.
Вести.ру