
Грубо говоря, вторичные санкции — это санкции против тех, кто ведет дела с компаниями или людьми, попавшими под первичные санкции.
В случае с Россией — например, против поставщиков электроники, продающих Москве продукцию, находящуюся под экспортным контролем американского Минфина, или поставщиков запчастей для танкеров «теневого флота».
Главной особенностью экономических санкций США является их экстерриториальность. США распространяют юрисдикцию далеко за пределы своей территории через инструмент вторичных санкций, которые зачастую вводятся против третьих лиц и стран.
Попавшим под вторичные санкции все равно придется обращаться в американские регулирующие инстанции, чтобы разобраться с претензиями американских властей.
Экстерриториальность при применении вторичных санкций означает распространение юрисдикции государств на лиц, имущество или деятельность за пределами их территории.
Например, если компания ведет дела с лицом или фирмой, попавшей под санкции, пользуясь при этом счетом в филиале американского банка, или произведенной в США техникой, или с помощью американской инфраструктуры, у нее могут быть проблемы.
Механизм вторичных санкций был закреплен федеральным законом «О противодействии противникам США посредством санкций», известным как CAATSA и принятом в 2017 году.
Он распространил обязанность соблюдения санкционного режима на «неамериканских лиц», ведущих сотрудничество с российскими юридическими и физическими лицами, в отношении которых введены американские санкции.
Как отмечают специалисты юридической фирмы Brace , к концу первого полугодия 2024 года под вторичные санкции США за связи с Россией попали 494 компании из 57 стран.
Основной причиной стали поставки электроники и промышленных товаров, а также помощь в обходе санкций уже подпавшим под них лицам.
При этом даже страны, применяющие санкции, признают, что практика экстерриториальности противоречит нормам международного права. Вторичные санкции, тем не менее, продолжают применяться.