Пока что искусство, существующее лишь в блокчейне, не заслужило всеобщего и безоговорочного доверия, но уже появляются энтузиасты, стремящиеся это явление музеефицировать.
Может ли искусство, которого физически не существует, демонстрироваться в музее? Кажется, да. Учреждение, открывшееся в январе 2022 года в Сиэтле, называют первым в мире художественным музеем, где экспонируются только произведения, созданные на блокчейне. «Цифровое искусство раздвигает границы физического пространства, не ограничивая себя в средствах и материалах», — говорится в заявлении Дженнифер Вонг и Питера Гамильтона, соучредителей музея.
Музей NFT в Сиэтле, в районе Беллтаун, позиционирует себя как первый музей, способный охватить феномен, который предвещает революционную эру в истории искусства. Вонг и Гамильтон надеются, что их проект — в партнерстве с компанией Samsung, которая предоставила три десятка специально разработанных экранов, — принесет городу славу «центра инноваций в сфере блокчейна и сделает его магнитом для NFT-сообщества», к которому в мире традиционного искусства пока относятся с подозрением.
Пока не вполне понятно, как реагирует на все это само NFT-сообщество. Токены — вещь поколенческая; они являются технологией и достоянием поколения, выросшего на видеоиграх и интернет-культуре и не делающего различий между реальным и виртуальным. Картина в раме, висящая дома на стене, или набор пикселей в Сети и на экране: в чем, в сущности, разница? Для миллениалов ее нет.
Новый музей представляет собой смесь этих двух подходов к искусству. Во многом он все же отражает традиционный формат. И речь не только о здании. Форматом экспозиции и темой выставок, разработкой определенных программ для каждого сезона будут заниматься кураторы. Работы призваны отражать интересы сообщества Сиэтла, особое внимание уделят творчеству местных художников. Произведения можно увидеть с помощью QR-кодов: посетителям, пока они ходят по музею, становятся доступны «многочисленные онлайн-порталы, дающие художникам возможность добавлять дополнительные способы взаимодействия с работой». Каждая инсталляция связана с метаданными токена и материалами о бэкграунде художника.
У основателей музея мало опыта в представлении искусства, зато они хорошо знают, как работать с технологиями. Вонг возглавляет отдел развития Convoy, цифрового сервиса грузоперевозок, а Гамильтон — частный венчурный инвестор, основавший мобильную маркетинговую компанию TUNE. «Мы не эксперты, — говорит Вонг. — Мы здесь как раз для того, чтобы учиться. Вот почему мы так рассчитываем на отклик и поддержку энтузиастов NFT, чтобы продолжить развивать наш проект».
Гамильтон и Вонг сотрудничают с коллекционером NFT Аароном Бердом, который первым предоставил музею часть своего собрания. В экспозиции можно увидеть работы из серии CryptoPunks от Larva Labs; стоимость некоторых превышает $10 млн. Берд также одолжил музею произведения генеративного искусства Тайлера Хоббса и Эрика Кальдерона, более известного как Snowfro.