Это происходит относительно малозаметно, почти совсем незаметно. США тихо разоряются. Очень тихо, но по-настоящему. Бюджетное управление конгресса только что опубликовало свой прогноз по федеральному бюджету на будущий год.
Экономисты прогнозируют 897-миллиардный дефицит. Для сравнения: это примерно на 120 миллиардов больше, чем в прошлом году. И намного больше, чем дефицит времён Джорджа Буша — младшего. Тогда он составлял 500 миллиардов долларов и вызывал такую большую тревогу, помните?
Сейчас мы приближаемся к триллионным дефицитам первого срока Обамы. Разница в том, что тем дефицитам предшествовала худшая рецессия за несколько десятилетий. И, конечно же, в Ираке и Афганистане тогда ещё шли напряжённые бои. Самое главное, государственный долг в то время составлял менее половины нынешнего.
Почему же всё это происходит в 2019 году? Так не должно быть. Нам говорят, что наша экономика в хорошей форме. Наши лидеры говорят, что мы настолько богаты, что можем предоставлять бесплатное медицинское обслуживание нелегальным иммигрантам. «Без проблем! Сейчас время бурного роста!» Но если это правда, то почему у нас не профицит?
Государственный долг составляет 22 триллиона долларов. Больше нашего годового ВВП. Как вы думаете, что будет, если рынки в очередной раз рухнут? Или если нам вдруг придётся вступить в очередную войну — если, к примеру, демократам удастся подтолкнуть нас к войне с Россией? Если у нас такие долги в период мира и бурного роста, представьте себе, что будет, когда возникнут проблемы. А они неизбежно возникнут.
В жизни всегда возникают какие-нибудь проблемы. Иногда даже можно предсказать, какие именно. Например, процентные ставки. Наша нынешняя долговая схема работает, потому что долгосрочные процентные ставки остаются низкими.
Но даже сейчас наши ежегодные выплаты по процентам превышают 370 миллиардов. Это примерно столько же, сколько мы выделяем на программу бесплатной медицинской помощи.
Как только процентные ставки повысятся, а они повысятся, эта цифра взлетит до небес. Тогда ваши налоги будут тратиться не на дороги, или на здравоохранение, или на военно-морские спецподразделения. Они просто будут уходить на уплату процентов! И вы ничего не получите взамен. Выгода — только для банкиров.
Это должно серьёзно беспокоить обе партии. Но, похоже, ни одна не беспокоится. Они исходят из того, что, когда настанет время платить, их давно уже не будет. Они будут жить где-нибудь во Флориде. Обычно так и бывает. Но на этот раз они ошибаются.
Это уже не тот «кризис в отдалённой перспективе», о котором мы говорили раньше. Он разворачивается прямо сейчас, у нас на глазах.