По законодательству США, отставной военный может быть министром обороны только в том случае, если с момента его увольнения прошло не менее семи лет. А Мэттис ушел в отставку в 2013-м. Поэтому его назначение потребовало дополнительного согласования с конгрессом и сенатом, а также отдельных слушаний в комитете по вооруженным силам.

Судя по высказываниям аналитиков и экспертов, выдвижение прослужившего 41 год экс-генерала стало для простых военных подарком. Бытует мнение, будто назначению Мэттиса противодействовала гражданская верхушка Пентагона, в частности уходящий в отставку глава ведомства Эштон Картер.
Сообщения о конфликте гражданских руководителей Минобороны, которые мало понимают в военном деле и подходят к вооруженным силам как к корпорации, неоднократно публиковались в американских СМИ. Поэтому заслуженный генерал во главе Пентагона рассматривается как определенная победа «военного лобби».
Между тем назначение Джеймса Мэттиса сулит большие проблемы. На поверку генерал-морпех – личность неоднозначная. Против его кандидатуры выступали не только абстрактные «гражданские руководители», а вполне конкретные генералы в армии США и командовании сил специальных операций. Сам же будущий глава Пентагона во время операции в Афганистане и Ираке заработал нелестные прозвища – Позер, Неумелый пиарщик.
Афганский синдром перестраховщика
В ноябре 2001 года в Афганистан было заброшено отделение сил специального назначения ВС США 574 (ODA 574). Задача перед «зеленными беретами» стояла достаточно сложная: оказать помощь в подготовке наступления на Кандагар силам будущего президента Афганистана Хамида Карзая. Примечательно, что тот с советниками отправился в тыл Талибана вместе с ODA 574 и инструкторами из ЦРУ.
Генерал от пиара На тот момент на территории страны регулярных частей и подразделений ВС США не было за исключением 15-го экспедиционного отряда морской пехоты на объекте «Рино» – заброшенного аэродрома в 190 километрах от Кандагара. Командовал отрядом бригадный генерал Джеймс Мэттис.
5 декабря в результате ошибки авианаводчика бомба, сброшенная В-52, попала в ODA 574, убив и ранив несколько военнослужащих. Командование 5-й группы специального назначения обратилось к Мэттису с запросом на эвакуацию. Но получило отказ: дескать, генерал не имеет информации, что происходит в том районе, и рисковать вертолетами не намерен.
Несмотря на то, что в районе уже действовали штаб батальона спецназначения и эскадрон «Дельты», которые гарантировали прикрытие вертолетов от обстрела с земли, Мэттис остался непреклонен. Не изменилось его решение и после того, как ему сообщили, что нескольким раненым требуется срочная операция, иначе погибнут.
Для их эвакуации пришлось задействовать вертолеты МН-53 из Узбекистана. На объект «Рино» вылетели два «Геркулеса» со специальными медицинскими модулями в грузовых кабинах и командами врачей. Вертолетчики успели вовремя. Правда, из-за нехватки топлива экипажи были вынуждены провести дозаправку в воздухе над Кандагаром на высоте несколько сотен метров под обстрелом талибов. Хорошо, ни один МН-53 не пострадал.
Но Мэттис не желал присутствия гостей в «Рино» и запретил посадку С-130 с медиками. Самолеты несколько часов кружили в воздухе. В какой-то момент экипажи решили садиться самостоятельно. Тут в ситуацию вмешался генерал Томми Фрэнкс – глава ЦЕНТКОМа и командующий операцией «Несокрушимая свобода». Он заставил Мэттиса разрешить посадку и обеспечить прием МН-53 с ранеными.
Но даже несмотря на личное вмешательство Фрэнкса, как позже написали «зеленые береты», Мэттис занялся мелкими пакостями. Во время медицинской операции вертолеты АН-1 морских пехотинцев начали прогревать двигатели, а потом выполнять полеты. Это вызвало тряску медицинских С-130 и мешало работать хирургам.
Объединенное командование сил специальных операций (ОКССО) ВС США потребовало проведения расследования поведения Джеймса Мэттиса на объекте «Рино». Спустя некоторое время разбирательство закрыли, но врагов в ОКССО Мэттис приобрел.
Сомнительный триумф
Считается, что прозвище Бешеный пес, репутацию сурового и блистательного вояки Мэттис заработал при вторжении в Ирак в 2003 году. Но заслуги генерала достаточно спорны.
Бешеный пес приклеился к нему после публикации книги «Поколение убийц» (хроника действий разведывательного батальона морской пехоты в Ираке) и выхода одноименного сериала. В нескольких фрагментах генерал показан харизматичным лидером, не пугающимся опасности. Достаточно вспомнить, как Мэттис отчитывает командира полковой группы экспедиционной дивизии прямо на мосту под обстрелом иракских военных.
Правда, в мемуарах одного из действующих лиц тех событий – лейтенанта Натаниэля Фика эпизоды эти, мягко говоря, уже менее однозначны. Генерал не выглядит «отцом морпехов». Но книга и фильм сыграли свою роль – сейчас успешные действия корпуса морской пехоты в Ираке приписываются Мэттису. Позже пиар-эффект был закреплен вышедшим в печать сборником цитат генерала.
Хотя опубликованная в конце 2000-х официальная историография корпуса морской пехоты показала, что авторство самых ответственных решений и наиболее сложных действий при вторжении в Ирак в 2003 году принадлежит генерал-лейтенанту Джеймсу Конвею, бывшему тогда командиром экспедиционных сил КМП в Ираке. Именно ему подчинялся Мэттис (на тот момент командир 1-й дивизии морской пехоты), а не наоборот, как указывается в некоторых изданиях.
Не менее спорны решения Джеймса Мэттиса во время боев в Фаллудже. Традиционно сообщается, что бригада 82-й воздушно-десантной дивизии с умиротворением города не справилась. Чтобы предотвратить беспорядки, Пентагон срочно отправил в Фаллуджу дивизию морпехов во главе с Мэттисом, и он выполнил задачу.
После опубликования нескольких работ, посвященных операциям «Дельты» в Ираке, ситуация опять же выглядит иначе. Несмотря на все усилия Мэттиса, в Фаллудже начались бои. Офицеры-спецназовцы «Дельты», действовавшие тогда в городе, утверждали, что генерал везде опаздывал. Там уже строили баррикады и завозили оружие, а морпехи сняли часть постов, чтобы, как указал в приказе по дивизии Мэттис, нормализовать жизнь. Когда с минуты на минуту должны были начаться столкновения, генерал приказал вести патрулирование без касок и бронежилетов, дабы не провоцировать мирных жителей и не показывать американских морпехов оккупантами.
Это решение широко тиражировалось в СМИ, как и ежедневные брифинги Мэттиса, где он часто употреблял свои знаменитые «военные мудрости». Правда, сами морпехи несколько разочаровались в комдиве. Когда бои в городе вспыхнули в полную силу, дивизия морской пехоты оказалась не готова к этому.
Примечательно, что Джеймс Мэттис – один из немногих генерал-лейтенантов (высшее воинское звание в КМП), не ставший командующим корпусом морской пехоты или хотя бы замкомом.
С 2005 года Мэттис фактически не руководил боевыми соединениями. В 2006-м он возглавил объединенное командование разработок, отвечающее за внедрение новых систем вооружения, а потом и объединенное командование сил и средств – фактически управление боевой подготовки.
И если при администрации Джорджа Буша карьера генерала затухала, то при Бараке Обаме расцвела. Правда, попытка назначить Мэттиса командующим КМП США не удалась из-за негласного сопротивления потенциальных подчиненных. КМП – одно из немногих в ВС США, где командующих назначает президент, но только по согласованию с самим корпусом. Зато с ЦЕНТКОМом, с командования которым до этого был снят попавший в немилость генерал Петреус, все получилось.
Джеймс Мэттис – генерал с достаточно спорной репутацией. Во многом его достижения не боевые заслуги, а скорее пиар-акции. И с коллегами у него довольно сложные отношения. Мэттиса откровенно не любят в ВС США, объединенном командовании сил спецопераций и командовании специальных операций. Причем руководство последнего (в его состав входят «Дельта» и DEVGRU) считается «серыми кардиналами» не только в Пентагоне, но и вообще в системе национальной безопасности.
Павел Иванов