Вечером пятницы (по Московскому времени, а в США было еще утро) официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер заявил, что США не пригласили на переговоры в Астану, где 23 января должна начаться встреча по выработке дорожной карты для нормализации ситуации в Сирии. А несколько часов спустя стало известно, что Москва пригласила делегацию США на эти переговоры еще 28 декабря.
Только ( вот и нюансик) приглашение последовало не нынешнему руководству Госдепартамента, а команде нового президента. По сведениям газеты «Вашингтон пост», полученным из штаба избранного президента США, это приглашение посол России в США Сергей Кисляк передал помощнику Дональда Трампа по национальной безопасности Джеймсу Флинну.
Из озвученного можно сразу сделать, как минимум, два вывода. Первое, Москва к отношениям с Вашингтоном относится, исходя не из какой-то сиюсекундной импровизации, как можно было подумать по истории с высылкой 35 семей российских дипломатов, а пытаясь строить их системно, если для этого есть хоть какая-то возможность. Помните, каким внешне неожиданным было решение Владимира Путина не давать зеркального ответа на решение Обамы? Тогда еще многие восхитились мгновенной «импровизацией» российского президента, унизившего действующего президента США, причем, не своими действиями, а решениями самого Обамы.
И, как тогда же многие отмечали, Путин тем самым показал, что не намерен ни о чем говорить с командой Обамы, потому что она для него стала пустым местом после «дипломатических репрессий». Вот только похоже, что насчет пустого места было совсем даже не импровизацией.
По той простой причине, что Обама объявил о высылке российских дипломатов 29-го декабря, а посол Кисляк передал приглашение помощнику Трампа, не ставя об этом в известность Госдепартамент США, за день до того, 28-го декабря.
Второе. То, что команда Трампа не поставила госдепартамент в известность о полученном приглашении, еще раз доказывает, что новая администрация не испытывает никаких теплых чувств по отношению к своим предшественникам и вряд ли будет сохранять преемственность не только во внутренней (что доказывает начавшийся процесс по отмене медицинской реформы Обамы), но и во внешней политике. Сирийский вопрос в данный момент – ключевой в регионе не только Ближнего Востока, но и стран Персидского залива. А сам регион очень чувствителен для США.
Фактически это тест на состоятельность внешней политики в регионе. Утаивание (назовем все своими именами) информации по этой тематике от уходящего Обамы – это не только недоверие к его команде, но и желание не дать воспользоваться Бараку приглашением как доказательством эффективности его политики.
И, наконец, третье. Для того, чтобы С не узнало, что будут делать А и В, двум последним необходимо договориться между собой. В нашем случае это означает, что Москва и Трамп согласовали свои действия, в том числе и по неинформированию Керри и Обамы. То есть можно говорить о достаточно плотных превентивных контактах представителей команд Путина и Трампа.
В такой ситуации можно предположить, что стороны уже достаточно плотно договариваются и о содержании той самой дорожной карты, которая будет обсуждаться в Астане. Тогда вероятность принятия этого документа, который устроит все стороны, существенно повышается. Тем более, что Трампу явно не помешает, как минимум, небольшой триумф уже в самом начале своего президентства.
В этом случае уже как-то по-другому выглядят и слова самого Трампа об условиях для отмены антироссийских санкций.
Александр ГРИШИН