Те инвесторы и промышленники, которые год назад решили уйти из России, крупно промахнулись. Это признают даже американцы. Как заявил на днях американский миллиардер Дэвид Бондерман, Россия привлекательна для инвесторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, несмотря на введенные Западом антироссийские санкции.
Задолго до этого известный финансист Джим Роджерс также неоднократно заявлял, что Россия и Китай являются одними из самых инвестиционно привлекательных рынков в мире. И его компания занимается приобретением акций в обеих странах.
Им вторит телеканал CNN, чей сайт отмечает, что "на фоне укрепляющейся национальной валюты Россия становится страной, все более привлекательной для инвестиций. Те инвесторы, которые отважились вернуться в Россию в этом году, теперь улыбаются", добавляя, что за последние три месяца российская валюта выросла к доллару на 25%.
Я как экономист, со своей стороны могу добавить, что акции российских компаний очевидно недооценены, и это делает их чрезвычайно привлекательными для здравых инвесторов, игнорирующих политическую ангажированность западных медиа.
Также и долговые обязательства многих российских компаний некоторое время торговались с дисконтом, чем активно пользовались эти самые компании, выкупая свои обязательства (с помощью государства, которое предоставило им целевые кредиты) ниже номинала. Таким образом запад переиграл сам себя, позволив российской экономике получить неожиданную прибыль (с моей точки зрения, уменьшение затрат на обслуживание долговых обязательств – это та же прибыль).
Если добавить к этому открытые китайскими банками для российского рынка кредитные линии под достаточно низкие проценты, то проблема инвестиций начинает выглядеть и вовсе надуманной.
Верните нам наш экспорт
С другой стороны, многие страны ЕС и сами не рады санкциям и просят Российскую Федерацию ослабить введённое против них эмбарго.
Так, еще 3 марта Греция, которая сильно пострадала от российского эмбарго, направила письмо в «Россельхознадзор» с просьбой вывести ряд греческих товаров из-под введённых Россией временных ограничений на импорт сельскохозяйственной продукции. В этом документе Греция попросила вывести из-под действия российских санкций некоторые греческие сельскохозяйственные товары: например, клубнику, киви, персики, рыбу и морепродукты.
После введения эмбарго ввоз овощей и фруктов из Греции в Россию снизился более чем на 40%. Помимо этого Греция хотела бы выйти на рынок России с поставками животных и репродуктивного материала (растений и животных).
Кроме Греции о возможности снятия ограничительных мер на ввоз сельхозпродукции попросили Кипр и Венгрия. По другим направлениям об отмене российских санкций просили предприниматели Италии, Германии, Польши, ряда других стран и даже мэр Риги. Россия официально «рассматривает такую возможность», но только для Греции и Венгрии.
Впрочем, на днях вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что Россия не рассматривает вопрос об отмене продовольственного эмбарго, введённого в августе прошлого года. То же самое подтвердил в среду министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. «С ЕС не обсуждаем. Это наше внутреннее дело», – сказал он. Если нам не нужны европейские продукты, возникает вопрос: а так ли Россия нуждается в европейских инвестициях.
При этом «Вашингтон Таймс» пишет, что «Центральный банк Российской Федерации объявил на этой неделе на своем сайте, что в марте Россия купила ещё около 30 тонн золота, в результате чего ее общие запасы золота стали составлять 1238 метрических тонн».
Таким образом популистские утверждения Барака Обамы о том, что «российская экономика разорвана санкциями в клочья», выглядят, по меньшей мере сомнительно. Обычно банкроты распродают остатки имущества (как украинское правительство), а не закупают золото десятками тонн.
А для чего обычно государства закупают золото? Чтобы обеспечить им свою валюту, особенно в периоды нестабильности. Поэтому всё сводится не к тому, как привлечь в российскую экономику необеспеченные доллары, а к тому, как обезопасить и сохранить стабильным рубль в условиях вероятного грядущего обрушения этих "зелёных бумажек".
Александр Роджерс