Американскому и российскому президентам необходимо инициировать двусторонний отказ от принципа нанесения ответно-встречных ядерных ударов на основании информации от систем предупреждения, а дипломатам — срочно сесть за стол переговоров, пока не случилось глобальной беды, говорится в статье, опубликованной The New York Times.
Авторы статьи — "четырехзвездный" генерал морской пехоты США в отставке, в прошлом заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов Джеймс Картрайт и отставной генерал-майор Владимир Дворкин, прежде возглавлявший НИИ Ракетных войск стратегического назначения России — выступают с предупреждением о чрезвычайно высокой опасности "случайного" возникновения ядерного конфликта в мире.
Украинский кризис угрожает стабильности отношений России и Запада, и ядерный аспект вновь начинает маячить огромной угрозой жизни на планете, говорится в статье. Проблема прежде всего в том, что в период холодной войны и советско-американского ядерного противостояния речь шла о трех возможных формах применения стратегических ядерных сил: первом ударе, ответно-встречном и ответном, так называемом "ударе возмездия". Нет никаких оснований полагать, что в планах нанесения ядерных ударов эти три формы не сохранены и сейчас, тем более что принцип взаимного ядерного сдерживания между РФ и США продолжает существовать, как и прежде.
Практически это означает, что решение о нанесении ответно-встречного удара должно приниматься на основе информации, полученной от систем раннего предупреждения — от спутников и наземных радаров. Время полета стратегической ракеты — от 15 до 30 минут, таким образом, решение об ответном старте должно быть принято в считанные минуты.
Это очень опасно, утверждают генералы. Любой сбой в системе раннего предупреждения о ракетном ударе, любая провокация может стать сигналом к немедленному началу ядерной войны. С появлением киберугроз такая опасность возрастает многократно.
Вот почему Белому дому и Кремлю необходимо забыть о конфронтации и в двухстороннем порядке отказаться от принципов нанесения ответно-встречных ударов на основании информации от систем предупреждения и от проведения тренировок стратегических ядерных сил с целью нанесения таких ударов.