Западные страны планируют значительно сократить зависимость Восточной Европы от российского природного газа. С этой целью США помогают Болгарии построить атомную электростанцию, а Польше — наладить поставки газа из Катара. Высокопоставленные американские представители не скрывают, что энергетика стала оружием.
Новая холодная война вспыхнула всего полгода назад, но уже достигла значительных масштабов. Одним из «полей сражений» стал европейский рынок энергоносителей. Согласно данным, опубликованным недавно информационным агентством АР, США и западно-европейские страны принимают меры для снижения зависимости Европы от поставок российского газа. В первую очередь их усилия сосредоточены на восточно-европейских государствах.
По словам Амоса Хохштейна (Amos Hochstein), специального представителя и координатора по международным энергетическим вопросам в Бюро энергоресурсов Госдепартамента, Вашингтон поставил своей целью сокращение доли российских поставок в Европе на 20% к 2020 году.
В рамках этой стратегии США помогают восточно-европейским странам строить трубопроводы к альтернативным поставщикам и возводить терминалы для хранения газа. Госдепартамент поощряет американские компании участвовать в тендерах по строительству атомных электростанций в этом регионе и по внедрению добычи нефти и газа из горючих сланцев.
Какое США дело до европейских энергетических проблем? Российский газ играет важную роль в снабжении Европы электричеством. В 2013 году на долю российских поставок приходилось 30% от импортируемых энергоносителей в Европе.
При этом в Восточной Европе Россия обладает практически монополией на поставки газа. По данным Института исследований энергетической сферы Клингендейл, Греция, Венгрия, Польша и Словения получают из России 60% потребляемого газа. Болгария, Чехия и Словакия на 90% зависят от российских поставок. А Литва и Латвия других поставщиков, кроме России, не имеют вообще.
68% доходов России поступает от продажи нефти и газа. Сегодня, когда цены на нефть на мировых рынках рухнули, газ обеспечивает около трети ежегодного дохода России. Другими словами, отказ Восточной Европы от российского газа и переход к другим поставщикам энергоносителей нанесет по российской экономике удар, от которого страна может не оправиться.
В январе 2015 года госсекретарь США Джон Керри прибыл с официальным визитом в Болгарию. Одной из главных тем, которые он обсуждал с болгарским министром иностранных дел, стало предложение американских компаний по строительству атомной электростанции. Как уже сказано, Болгария полностью зависит от российского газа, хотя и состоит при этом в блоке НАТО.
«Мы победили в холодной войне, — сказал Джон Керри членам американской дипломатической миссии в Софии. — Но сегодня, в 2015 году, Россия все еще пытается диктовать людям, как им жить».
Визит вице-президента США Джо Байдена в Турцию и Румынию в ноябре 2014 года стал еще одним свидетельством важности, которую Вашингтон придает энергетической проблеме. Во время его поездки тоже обсуждались вопросы поиски альтернативных поставщиков энергоносителей вместо России.
Усилия по поиску альтернатив и по диверсификации источников энергоносителей в Восточной Европе принесли свои плоды, хотя и не исключительно за счет Вашингтона. В своей недавней речи в Брукингском институте высокопоставленной помощницы Керри по делам Европы и Азии Виктории Нуланд приветствовала решение Польши, Венгрии и Словакии поставлять газ на Украину, чтобы предотвратить энергетический кризис. Порядка 40% от природного газа, который Россия поставляет в Европу, поступает по трубопроводу, пролегающему через территорию Украины, однако украинская сторона не имеет права пользоваться этим газом без разрешения Москвы. Поэтому упомянутые страны решили отдать часть своего газа для нужд Украины. Перераспределение с целью помочь бедствующему соседу. Примерно так же стала поступать Румыния, передающая часть своего газа Молдове.
Тем временем США помогли Литве и Польше закупать танкеры газа в Норвегии и даже в Катаре, а Хорватии — построить терминал для переработки сжиженного газа. Помимо этого, США способствовали строительству трубопровода, соединившего Болгарию, Румынию, Сербию и Венгрию, и теперь планируется подключить к этому газопроводу еще Францию и Испанию.
«Наши заявления об энергетической безопасности — не пустые слова, — заявила Виктория Нуланд. — Мы принимаем реальные меры для создания конкуренции и превращения торговли энергоносителями в оружие».
Попытки найти новых поставщиков начались задолго до нынешнего кризиса. Уже примерно шесть лет европейские страны работают над проектом по строительству южного газопровода, который пройдет в обход России через Турцию и Грузию к нефтегазовым месторождениям Азербайджана в Каспийском море.
Кремль, в свою очередь, не сидит, сложа руки, и пытается ответить на вызов, брошенный ему Западом. Путин отправил российские компании участвовать в тендерах в Восточно Европе, включая тендеры на строительство АЭС, причем иногда это компании предлагают убыточные для себя условия проекта. Вдобавок, российские компании ведут тайные переговоры с целью обойти тендеры, когда это возможно.
Несмотря на это, в декабре 2014 года Россия потерпела сокрушительное поражение, когда был официально отменен флагманский проект Москвы по строительству газопровода «Южный поток». Амбициозный план Владимира Путина предусматривал строительство газопровода по дну Черного моря в Болгарию, оттуда в Сербию и Венгрию, где трубы должны были расходиться по другим европейским странам.
США и Европейский союз оказали сильнейшее давление на эти государства и вынудили их отказаться от участия в проекте.
В ответ Путин объявил о строительстве двух газопроводов в Китай и еще одного в Турцию. Но, похоже, выполнение европейских планов он пока отложил.
«Энергетические сражения» в Восточной Европе стали еще одним театром холодной войны, происходящей на наших глазах. Запад изготовился нанести удар ниже пояса, и русский медведь вряд ли сдастся без борьбы.
Михаэль Перл