В интервью «Financial Times» инвестор-миллиардер обвинил западных лидеров в «опасной» переоценке стратегии санкций, выработанной по отношению к России. По его словам, кризис создаёт «смертельную опасность» для еврозоны.
Финансист полагает, что европейские лидеры совершенно не понимают, что Украина — это не «просто очередная страна», которую нужно «лечить» финансовой помощью. Тут особенный случай. Кризис на восточной границе ЕС представляет собой большую опасность для экономики Европы. Это даже вопрос выживания ЕС, и стоит он куда острее, нежели, например, греческий финансовый кризис.
Мистер Сорос уверен, что из-за падения цен на нефть санкции в отношении Москвы имели гораздо более глубокое воздействие, чем западные лидеры могли себе представить. По мнению Сороса, грядущему дефолту России удивляться не придётся.
«Санкции против России усилят дефляционное и кризисное давление, которое уже ощущалось [в Европе], а теперь стало явным», — отметил финансовый гуру.
«Дефолт [России] нанесёт сильный удар по европейским банкам, сотрудничающим с Россией», — добавил он.
По мнению Сороса, финансовый кризис в России — это одновременно экономическая и стратегическая угроза для Европы, поскольку с ухудшением экономической ситуации политика Москвы, вероятно, станет ещё более националистической и агрессивной.
Говоря о стратегических просчётах Запада. Сорос тем не менее подчеркнул, что вовсе не призывает к ослаблению санкций. По его словам, санкции стали «необходимым злом» для вывода Кремлём своих войск с Украины.
И всё же финансист полагает, что США и ЕС сделали большую ошибку. Санкции следовало совмещать с крупной финансовой помощью для Украины.
Сколько же денег надо было дать Киеву? По подсчётам финансиста, это примерно 50 млрд. долларов. И решение о помощи Украине следует принять не позднее первого квартала 2015 года.
84-летний финансист заявил, что Европе следует «проснуться» и осознать, что под российской атакой находится не Украина, а вся Европа. «Оказание помощи Украине нужно рассматривать в контексте защитной меры европейских стран», — сказал он.
По его словам, США и Европа намерены избежать войны, но если они не совместят санкции с поддержкой Украины, они вполне эту войну заполучить.
Сорос не привык бросаться словами. Он подготовил целый доклад, содержащий подробные предложения по поводу суммы в 50 млрд. долларов, которую Киеву должны дать международные организации, включая Международный валютный фонд. В числе тех, кто скинется для Киева, прописан и Евросоюз. (Логично, ведь Киев рвётся в ЕС.)
Финансист убеждён, что деньги для Украины — единственный способ, которым Европа может не только противостоять «националистической экспансии Москвы», но и спасти Украину от банкротства. Если же этого не сделать, то Киев окажется банкротом. И в результате этого сторонники «жёсткой линии» в России укрепятся.
И вот каким видит Сорос итог своей пятидесятимиллиардной стратегии: «Будем надеяться, что российские проблемы и украинский прогресс приведут президента Владимира Путина к мысли отказаться от попыток дестабилизировать Украину как от неудачных».
Впрочем, похоже, старого финансиста никто не слушает. Лидеры ЕС не желают выделять дополнительные средства Киеву, тем более средства крупные. Западные государства хотят получить доказательства реформ на Украине. В прошлом месяце европейские чиновники проигнорировали саму идею поддержки этой страны, когда МВФ определил финансовый дефицит на Украине в сумме 15 млрд. долларов.
Сорос видит здесь непонимание западными лидерами «амбиций России». По его мнению, Кремль хочет подорвать сам Евросоюз, поддерживая соответствующих политиков, выступающих вне санкционной коалиции, и одновременно используя политику экспорта газа на политическом поле, стравливая европейские страны друг с другом. «ЕС сам распадётся», — подытожил Сорос. И добавил: «Россия предлагает альтернативный взгляд на мир — с позиции силы, а не верховенства закона».
Однако экономическое спасение Украины, по мнению финансиста, позволило бы изменить российскую политику. Если банкротство Украины укрепило бы власть сторонников жёсткой линии, то «экономическое возрождение» в стране, организованное при содействии США и ЕС, простимулировало бы подъём прозападной оппозиции в России.
Что касается инвестиций в экономику Украины, то Сорос уверен: пришло время и для них.
Западные компании, которые ищут перспективные области для капиталовложений, могли бы обратить внимание на энергетические сети и аграрный сектор. Украина — это же бывшая житница Советского Союза, напоминает финансист. Наиболее прибыльным делом явилось бы повышение эффективности электростанций и тепловых сетей страны, которые имеют в 10 раз большую энергоёмкость, нежели в среднем в странах ОЭСР.
Таким образом, добавим от себя, вопрос в деньгах. Для превращения Украины в образцовую витрину демократии Западу нужно всего-то пятьдесят миллиардов. Однако старенький Сорос забывает, что даже один миллиард этот самый Запад выделяет «незалэжной» со скрипом и треском. Кроме того, Евросоюз скептически относится к украинским «реформам», это хорошо видно по заявлениям европейских бюрократов и политиков. Прошли те времена, когда Запад мог позволить себе столь щедрые вливания в дело демократизации.
Что касается возможного распада Евросоюза, о котором сказал Сорос, то современные политики, чья популярность быстро растёт (например, Марин Ле Пен), ничего против этого не имеют. Евросоюз стал сильно попахивать гнильцой и превратился в откровенно американский проект, управляемый на местах политическими марионетками. Не надо забывать, что санкции против России — идея американская, Европе навязанная под заокеанским давлением.
Обозревал и переводил Олег Чувакин