Американская корпорация Orbital Sciences отказалась от использования советских ракетных двигателей НК-33 после аварии ракеты-носителя «Антарес» с грузом для Международной космической станции. Об этом компания объявила после публикации первых результатов расследования аварии, произошедшей 29 октября вскоре после старта ракеты с грузовым кораблем Cygnus. Российские ракетостроители прокомментировали решение заокеанских партнеров. По их мнению, отечественные двигатели не в чем винить – они самые надежные в мире.
«Когда исход полета успешный, то сразу появляется украинская или американская ракета. Если исход не очень удачный, то сразу ракета становится украинско-российской со всеми вытекающими - заранее навешивают политический ярлычок на аварийный исход этого пуска», - говорит начальник отдела научно-технической информации НПО «Энергомаш» Владимир Судаков.
То, что после американских аварий недельной давности заговорят о вине советских двигателей, на НПО «Энергомаш», где производят лучшие на сегодня силовые установки, не удивились.
На американской ракете «Антарес» вышел из строя двигатель первой ступени – спустя шесть секунд после старта. Чтобы ракета не рухнула на головы многочисленных зрителей, челнок подорвали дистанционно прямо над стартовой площадкой. Американские СМИ сошлись во мнении: именно самарские конструкторы - инженеры НТК имени Кузнецова - повинны в катастрофе. Вот только о том, что «дооснастку» двигателя производили на Украине и в США, почему-то никто не вспомнил. Хотя уже двадцать лет двигатели РД-180, сделанные на «Энергомаше», успешно поднимают с космодрома США тяжелые ракеты «Атлас».
«На сегодняшний день произведено 56 полностью успешных пусков. Наше предложение оказалось самым конкурентно выгодным», - рассказал первый заместитель главного конструктора НПО «Энергомаш» Петр Левочкин.
От модернизированного в Днепропетровске двигателя американцы в итоге полностью отказались. Хотя до этого советская разработка 1971-го года не подводила «Антарес» ни разу. И, тем не менее, новую первую ступень для ракеты-носителя ищут опять же в России. За океаном, вообще, идет нешуточная борьба за отечественные разработки в ракетной отрасли.
«Американские компании судятся между собой за право использования наших перспективных технологий, чтобы потом их использовать на своих ракетах», - говорит Петр Левочкин.
По соотношению цена-качество российские двигатели во многом превосходят американские. Показательна как раз та самая неделя провальных стартов в США - за это время в России был произведен целый ряд гражданских и военных запусков. Например, пуск «Булавы» из акватории Баренцева моря, старт ракеты-носителя «Союз» на двигателях из Химок, которые вывели на промежуточную орбиту грузовой корабль «Прогресс».
Самый передовой российский ракетный двигатель Р-191 давно уже вызывает интерес в США. Испытания давно и успешно пройдены. Новой разработкой оснащают ракету-носитель «Ангара». Конструкторы уверяют, что двигатель сможет выводить на орбиту любой носитель, который возможно спроектировать. В итоге на «Энергомаше» ждут новых заказов из-за океана – после того, как в НАСА пройдет очередной тендер.
Нынешнее лидерство России в разработке ракетных двигателей в некотором смысле продиктовано географическим положением государства. В США, стране с теплым и по преимуществу сухим климатом, инженеры долгое время использовали твердое топливо. Пуски на территории СССР должны были состояться и в лютый мороз. Поэтому советские конструкторы гораздо быстрее заокеанских коллег поняли преимущества жидких горючих смесей для ракет, что в свою очередь и привело к знаковому скачку качества в проектировании ракетных двигателей.
Телерадиокомпания "ЗВЕЗДА"