Узлы прогресса: агломерации во всем мире и в России развиваются за счет ТПУ

Узлы прогресса: агломерации во всем мире и в России развиваются за счет ТПУ
По примеру многих мегаполисов, сеть пересадочных узлов планируют простроить в Петербурге.

В Екатеринбурге к 15 мая ожидают завершения строительства подъездных путей к будущему транспортно-пересадочному узлу «Золотой». Крупный инфраструктурный проект стартовал в январе 2020 года, когда в основание будущего объекта заложили золотые слитки. Полностью работы хотят закончить к 2023 году.

Строительство ТПУ «Золотой» в уральской столице вызвало немало споров, однако без сомнений для региона это значимый и уникальный проект. «Золотой» спроектировали еще в 2016 году, к моменту старта строительства он претерпел корректировки. Однако основная концепция осталась: ТПУ станет не просто местом комфортной пересадки с метро на городской транспорт, но и новой точкой деловой и социальной активности. В состав объекта войдут автовокзал, торговый центр, кинотеатр, более 400 магазинов, рестораны и другое.
«Автовокзал было решено интегрировать в ТПУ для разгрузки города. Больше людям не придется ждать автобус на улице, ходить по грязным перронам. Пассажиры будут спускаться к автобусу по эскалатору за 5 минут до отправления», – разъяснял концепцию соучредитель компании-застройщика Игорь Заводовский.

Практика постройки ТПУ как драйверов развития агломераций широко распространена в Азии (Япония, Китай, Южная Корея) и Европе (Германия, Финляндия, Нидерланды). В первую очередь они выполняют транспортную функцию, обеспечивая комфорт пассажирам, а также поддерживая транспортное единство территории агломерации. Крупные транспортные узлы приводят к децентрализации социальной активности, создавая собственную инфраструктуру в периферийных районах мегаполисов.
На территории России подобные объекты пока широко реализуются только в Москве. ТПУ там строят с 2011 года. По информации столичного градостроительного комплекса, в эксплуатации уже 41 подобный объект и еще 57 в стадии реализации. ТПУ в Москве строятся именно как многофункциональные комплексы, которые могут включать торговые центры, перехватывающие парковки, парки, апартаменты, офисы, спорткомплексы и многое другое.

В Петербурге программа развития ТПУ была утверждена в 2014 году, однако долгое время ее реализация откладывалась. Сейчас к идее вернулись, поскольку нашелся инвестор – компания «Мегалайн». В прошлом году во время Петербургского международного экономического форума компания заключила с Комитетом по инвестициям Санкт-Петербурга соглашение на постройку 61 объекта при станциях метро. Важный для города проект поддерживает федеральная структура - «Агентство стратегических инициатив».
«Строительство подобных объектов позволит не только обновить или создать новую транспортную инфраструктуру – на базе ТПУ появятся новые точки роста деловой активности, позволяющие развиваться малому и среднему бизнесу», – поясняет руководитель компании-инвестора Геннадий Корупятник.

Как и в Москве, петербургские ТПУ будут выполнять не только пересадочную функцию. При них появятся торговые и деловые площади, перехватывающие парковки и другое. Реализация проекта даст городу около 40 тыс. новых рабочих мест, а также уменьшит маятниковую миграцию. Строительство начнется в ближайшие пару лет.

Ранее глава Екатеринбурга посетил Москву для изучения столичного опыта возведения ТПУ. Для развития городской инфраструктуры и транспорта администрация города собирается сотрудничать с компанией «Мосинжпроект», занимающейся строительством таких объектов. Пересадочные узлы также должны появиться в Нижнем Новгороде и Самаре.
Вернуться назад