Кудрин победит бедность отменой детских пособий ?

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предлагает отменить региональные пособия для детей ради так называемой адресной борьбы с бедностью.

Такую идею Кудрин выдвинул в интервью ТАСС, в котором можно встретить множество спорных и странных утверждений, а также увидеть претензию на формирование новой социально‑экономической политики страны.

Кудрин победит бедность отменой детских пособий ?

Кудрин объявил, что государство якобы тратит на социальную поддержку больше 11 трлн руб. в год. То есть больше 75 тыс. руб. на каждого жителя страны, включая младенцев и стариков. Для сокращения бедности в РФ он предлагает изъять из этих денег хотя бы 200 млрд руб. для дополнительных выплат самым обездоленным. При этом он утверждает, что ровно такую же сумму для обеспечения жильем сирот в профицитном госбюджете найти невозможно.

По итогам первого полугодия в стране на доходы ниже прожиточного минимума проживает почти 20 млн россиян или 13, 5% населения. Это даже больше, чем годом ранее, – 13,3% или 19,6 млн. При этом власти ставят своей целью поэтапное снижение уровня бедности в стране. Так, в 2020 году этот показатель должен упасть до 11,1%, в 2021‑м – до 10,2%, в 2022‑м – до 9,3%, в 2023‑м – до 8%, а к концу шестилетнего срока составить 6,6%. В СП считают, что цели властей по снижению доли бедных граждан в РФ маловыполнимы.

«Околонулевой рост доходов не позволит нам продвинуться в борьбе с бедностью», – признала зампред Счетной палаты (СП) Галина Изотова в понедельник на заседании думского комитета по бюджету и налогам. Она напоминает, что «рост реальных доходов населения за девять месяцев этого года составил всего 0,2% и по итогам года составит скорее всего около 0,1%».

При этом «в изначальном прогнозе ожидался рост на 1,9%», напомнила аудитор. В итоге столь слабый рост доходов фактически перечеркнет планы властей по снижению бедности. «Правительство ставило цель в этом году вывести из бедности 1,5%», – говорит Изотова, замечая, что без дополнительных мер соцподдержки или резкого роста доходов населения в четвертом квартале снижение уровня бедности «видится малореалистичным».

В то же время решить проблему бедности в стране не так и сложно, если верить главе СП Алексею Кудрину. В интервью ТАСС он вспоминает, что, по расчетам возглавляемого им Центра стратегических разработок (ЦСР), чтобы сократить количество бедных хотя бы на 40%, нужно тратить дополнительно около 200 млрд руб. в год. «У нас есть ресурс для маневра, чтобы за счет других расходов бюджета изыскать эти 200 млрд или даже больше и существенно сократить бедность. Это задача социальной адресной поддержки, адресованной именно бедным», – подчеркивает он.

Однако Кудрин предлагает не просто «изыскать» дополнительные средства из бюджета, а перераспределить средства, уже выделяемые на социальные нужды. «Конечно, нам нужно поддерживать заслуженных людей, помогать инвалидам, чернобыльцам, семьям с детьми… Но надо честно указать и на непростой деликатный момент. Если мы перераспределяем ресурсы, чтобы адресно бороться с бедностью, значит, эти деньги не достанутся кому‑то из тех, кто раньше получал по категориям. Не так и просто кому‑то уменьшить поддержку, даже чтобы дать ее тому, кто больше нуждается», – рассуждает главный аудитор.

Не исключено, что под такое «перераспределение» могли бы попасть пособия на детей. «Эти выплаты давно уже не помощь. Например, это касается пособий на детей, которые когда‑то вводились в регионах. В некоторых регионах на семью в месяц они до сих пор составляют 200–300 руб. Конечно, эти формы поддержки тоже надо пересматривать», – считает Алексей Кудрин.

Другая проблема – недостаточная «адресность» социальной поддержки. «По прошлогодней оценке Всемирного банка, у нас социальная помощь только в 20% случаев доходит именно до бедных», – сетуют в СП. При этом власти тратят колоссальные средства на социальную поддержку, продолжает глава ведомства. «Мы тратим на социальную поддержку, включая трансферт в Пенсионный фонд и всякого рода другие социальные виды поддержки, от материнства и детства до инвалидов и других категорий граждан, почти 11% ВВП. В нынешних ценах это около 11 трлн по всей стране», – говорит Кудрин.
Если верить этим цифрам, то Кудрин заявляет, что «страна тратит на социальную поддержку» больше 75,3 тыс. руб. в год на каждого жителя страны. Можно предположить, что он включил в систему государственных социальных выплат и все ресурсы солидарной пенсионной системы, которая финансируется за счет текущих зарплат работающих россиян.

В одном и том же интервью Кудрин утверждает, что легко может найти 200 млрд руб. для снижения уровня бедности, и одновременно сообщает, что те же 200 млрд руб. для сокращения очереди бездомных сирот будет найти очень сложно даже за два-три года.

Кудрин подтверждает, что сегодня в стране около 175 тыс. детей‑сирот старше 18 лет не имеют положенных им квартир. При этом еще в июле аудиторы сообщали о 168 тыс. детей‑сирот, которые имеют право на жилье, но так и не получили его от государства (см. «НГ» от 09.07.19).

«Некоторые (сироты. – «НГ») ждут по 10 лет и дольше. Субъекты тратят в год где‑то 35 млрд руб., а нужно примерно в два раза больше, чтобы хотя бы не росла очередь. Чтобы погасить долг, только на выдачу квартир потребовалось бы 200 млрд. Но такие 200 млрд даже в два‑три года трудно выделить, не то что в год», – сетует Кудрин в интервью ТАСС. «Даже если мы дадим деньги, эту квартиру надо где‑то выкупить, построить, повторяю, это иногда не так просто», – добавляет он.

Глава Счетной палаты считает, что не всегда проблему жилья для детей‑сирот следует решать «именно покупкой и передачей квартиры». «У нас большинство детей‑сирот имеют родителей, лишенных родительских прав. И когда они попали в детские дома, у них уже были права на жилье – их надо восстановить и обеспечить», – предлагает аудитор. Кроме того, продолжает он, «нужно посмотреть, обязательно ли передавать выделенное жилье в собственность». Свои предложения он основывает на опасениях возможного мошенничества с квартирами детей‑сирот. (На самом деле проблема мошенничества с квартирами сирот давно решена на законодательном уровне за счет пятилетнего запрета на приватизацию.)

Заметим, последние годы проблема выделения жилья для детей, оставшихся без попечения родителей, нарастает в стране как снежный ком. Если в 2011 году в РФ, по данным Росстата, было около 297 тыс. детдомовцев, то в 2018‑м их численность перевалила за 480 тыс. В то же время темпы предоставления им жилья стагнировали. Так, в 2013‑м получили жилье 23,7 тыс. детей‑сирот, в 2014‑м – около 28,3 тыс., в 2015‑м – 26,9 тыс. человек, в 2016‑м – 25,2 тыс., а в 2017‑м – 27,2 тыс. Таким образом, лишь каждый десятый стоящий в очереди детдомовец в итоге получает жилье (см. «НГ» от 29.05.19).

То есть, если верить заключениям СП, проблема бедности в стране в принципе решаема, однако для этого желательно «перераспределить» некоторые социальные льготы, к которым почему‑то относятся и пенсионные выплаты, а также «сэкономить» на жилье для сирот.

Эксперты «НГ» при этом соглашаются с предложением СП модернизировать часть льгот. «Выплата денежных средств на руки гражданам не так эффективна, как прямая помощь в обеспечении семьи продуктами, одеждой, местами в различные учреждения, и установление норм поможет увеличить производство на региональном уровне», – рассуждает независимый инвестиционный консультант Сергей Звенигородский. Другой вопрос, что ранее государство как раз таки переходило на монетизацию льгот, теперь, похоже, следует ждать обратного процесса.

Отказ от выплат детских пособий ради борьбы с бедностью выглядит нелогично, считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. «Как правило, любые социальные выплаты и программы господдержки населения, наоборот, воспринимаются если не как панацея в решении вопросов крайне низкого уровня благосостояния россиян, то хотя бы как некая адресная помощь наиболее нуждающимся. Другое дело, что, возможно, выплата детских пособий может быть заменена некими иными, более эффективными мерами. Правда, вряд ли это позволит им достичь приемлемого уровня жизни», – сомневается он.

Выплата пособий семьям с детьми направлена не только на борьбу с бедностью, но и в совокупности с материнским капиталом направлена на повышение рождаемости, отмечает профессор РАНХиГС Людмила Пронина. При этом она указывает на проблему инвентаризации пособий. «Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) была спроектирована еще в 2015 году, но так и не заработала в полную силу на данный момент. В ней как раз должны быть учтены все льготы и пособия из бюджетов всех уровней – от федерального до муниципального. Чтобы можно было войти в компьютер и, задав поисковую строку, выяснить, сколько, кому и почему выплачивает государство», – сообщает она.

Необходимо модернизировать выплату детских пособий, соглашается доцент Российского экономического университета им Плеханова Ольга Лебединская. «Причем, не только пособий, но и весь «детский» блок, в том числе и ежемесячные пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет (3277 руб при рождении одного ребёнка и 6554 рубля при рождении второго и последующих детей)», - говорит она.
«Подход, озвученный Алексеем Кудриным, с одной стороны, вполне разумен и логичен. У нас в стране существует множество разных видов социальных выплат, но они уже давно ни на что не влияют и не помогают», - считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Между тем причина бедности в нашей стране очевидна, продолжает он. «Это неравномерное распределение доходов. И чтобы добиться большей равномерности, во многих странах используется прогрессивная шкала подоходного налога. Но об этом инструменте борьбы с бедностью Алексей Кудрин не упомянул», - замечает аналитик.
Вернуться назад