Правительство будет отправлено в отставку?

Ситуация на российском валютном рынке перестала быть экономической проблемой и стала политической. Путин пока молчит, но долго это продолжаться не может. Намеченное на четверг "общение с народом" может ознаменоваться громкими заявлениями и "кадровыми решениями". Свой вгляд на возможное развитие событий изложил первый вице-президент Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН:

Правительство будет отправлено в отставку?

Правительство будет отправлено в отставку. Сейчас или несколько позже — сказать сложно, но раньше эксперты министров «отправляли в отставку» просто по привычке, исходя из того, что раз Медведев слабый, то его кабинет должен быть уволен. И если он не ушёл весной, то уйдёт осенью, а не уйдёт осенью — значит, следующей весной и так далее. А сейчас это вполне реальная перспектива, потому что начались большие неприятности, и на правительство можно возложить ответственность за проблемы.

Но если говорить о более масштабных перспективах, то у властей есть три варианта. Первый — всё зажать, мобилизовать, поставить на ЦБ Глазьева, повесить портреты Сталина на видном месте в Доме правительства и в Кремле и действовать дальше в этом стиле. Но этот сценарий — самый маловероятный, потому что его не выдержит ни экономика, ни общество. Те самые люди, которые говорят, что они готовы терпеть лишения, часто полагают, что на самом деле ничего плохого не случится. К реальной мобилизационной экономике население не готово. Есть цифры Левада-центра, которые свидетельствуют, что на серьёзные жертвы без компромиссов готовы 6% россиян, а большинство либо вообще не верит в то, что что-либо случится, либо считает, что их затронет совсем чуть-чуть.

Второй сценарий — понять, что многое из того, что делалось, было неверным. После этого надо будет начать реальные отношения с общественными организациями, которые придётся прекратить именовать «иностранными агентами», и наладить серьёзный диалог с предпринимательским сообществом, а не рассматривать их как людей, сомнительным образом разбогатевших, которых можно потрясти, если что. В общем, надо будет начать серьёзные реформы. Но пойти по этому пути можно, только если станет понятно, что других вариантов нет. В любом другом случае власти попытаются такого курса избежать. Потому что речь идёт не только об экономических, но и о политических решениях.

Конечно, есть пример Китая, где подобные меры не привели к либерализации, но они там всё равно многое изменили. Например, в Китае сменяется руководство. Вся элита находится у власти два срока, но потом и глава партии, и премьер-министр с почётом уходят. Сейчас эта система начала сбоить, только что был арестован глава Министерства общественной безопасности, обвинённых во всех грехах. Но всё-таки система неплохо работала с 89 года и продолжает функционировать и сейчас. Кроме этого, в Китае нет, конечно, политического плюрализма в духе классической демократии, но там всё-таки разбавили марксистко-ленинскую идеологию элементами, которые Владимир Ленин уж точно счёл бы ревизионизмом и меньшевизмом. Достаточно вспомнить фразу Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Произошло допущение частной собственности, предприниматели могут присоединяться к правящей партии. Допущения колоссальные, хотя они и отличаются от западной демократии. А представить строительство рыночной экономики в условиях эпохи «культурной революции», невозможно. Так что когда приводят в пример Китай, где якобы в экономике добились результатов, а в политике и идеологии стоят, как глыбы, это — неверно.

Третий вариант развития событий — продолжать борьбу с кризисом техническими методами. Ещё больше повысить ставку, припугнуть спекулянтов, сделать что-то ещё в этом направлении. Опять же, можно поменять какие-то фигуры в правительстве. Но если в предыдущем сценарии речь шла о серьёзных изменениях, то тут изменятся только отдельные лица при сохранении общего курса.

Этот вариант сейчас наиболее вероятен, но перспективы у него не очень большие, потому что проблема носит не экономический, а общественно-политический характер. Рынок не доверяет государству, и технические меры этого не изменят. Государство на наших глазах даёт различные сигналы, но пока речь идёт только о вбросе крупных сумм, никакой реакции нет. И даже «шоковая мера», принятая ночью, влияла на ситуацию лишь несколько часов. А если подключить к делу Резервный фонд, то в короткие сроки можно остаться без него. Ключевая проблема — именно доверие, но непонятно, решиться ли государство на шаги, необходимые для его восстановления.

А требуются самые разные меры, например, необходимо что-то сделать с антисанкциями. Потому что при новой ставке обесценивается идея импортозамещения. Действие ЦБ не только не решило существующую проблему, но и поставило вопрос относительно больших планов по поддержке собственного бизнеса, связанных как раз с антисанкциями. И возникает вопрос, какой вообще смысл в ограничениях? Это просто «ответ Чемберлену», чтобы Запад прогнулся? Они продают товары по более низким ценам на внутренних рынках, и потребитель доволен, а производитель хотя и не так доволен, но не рухнул. Так что приходится решать, что делать с этим вопросом.

Алексей Макаркин
Вернуться назад