Россияне переключились на импортное пиво

Вместо украинской «Оболони» россияне отдают предпочтение импортному пиву из Германии, Чехии и Бельгии. На фоне падения производства пива в России и импорта из Украины поставки пива из дальнего зарубежья в I полугодии 2014 года выросли более чем на 50%.

По данным Росстата, в I полугодии 2014 производство пива в России снизилось на 6,4% до 424 млн. дал. Поставки импортного пива, по данным Федеральной таможенной службы, также упали — на 20,1% до 10,78 млн. дал. Но если убрать из статистики ФТС объемы, которые приходятся на импорт из стран бывшего СССР, выясняется, что поставки пива из дальнего зарубежья — самая динамично растущая категория алкогольных напитков на российском рынке. В I полугодии 2014 года рост в этом сегменте составил 51,3%, а объем поставок превысил 50 млн. л.

Исходя из общего объема российского пивного рынка (428,5 млн. дал), доля пива из стран дальнего зарубежья составила 1,2% против 0,6% в 2013 году. По оценке отраслевого агентства ЦИФФРА, в деньгах рынок в этой категории составляет сейчас около 12,8 млрд рублей.

Поставки из дальнего зарубежья, в основном из Евросоюза, растут на фоне резкого падения импорта из Украины. Еще три года назад на ее долю приходилось до 80% объема импорта пива, по итогам I полугодия 2014 года — уже 52%. И падение продолжится — с 15 августа Роспортребнадзор запретил ввоз в Россию продукцию компаний «Оболонь» и «Сан ИнБев Украина» — основных поставщиков украинского пива на российский рынок. Причиной запрета стали неправильная маркировка товара, а также несоответствие требованиям по энергетической ценности продукта украинских пивоваров.

На российских заводах падение производства началось еще в 2010 году, когда государство на 200% увеличило акциз для российских пивоваров. Это привело к резкому подорожанию пива в рознице (по данным Союза пивоваров, в январе 2010 года средняя цена отечественного пива составляла 48,25 рублей за литр, в 2014 году — 85-90 рублей). С тех пор рынок ежегодно терял от 3% до 7% объемов, при этом потери крупнейших производителей — российских дочек транснациональных пивоваренных гигантов были даже больше.

Из-за акцизов, разница между пивом, произведенным в России, и его западными аналогами заметно сократилась. По оценке отраслевого агентства ЦИФФРА, сейчас средняя стоимость пива из дальнего зарубежья составляет 250-260 рублей.

«Многие потребители премиальных сортов пива начинают переключаться на импортируемые бренды», — говорит главный редактор портала «Пивные новости» Александр Иджон. Из-за роста акциза стоимость самого дорогого российского пива практически сравнялась с не дорогим импортным, и теперь нет того ценового разрыва, который делал конкуренцию между ними невозможной, рассуждает он: «Многие российские потребители уверены, что импортное пиво априори качественнее российского и готовы за него переплачивать».

«У него совсем другой вкус»

«Для российского потребителя пиво из Украины ничем не отличается от российского — ни по цене, ни по вкусовым ощущениям, — считает директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. — «Оболонь» не воспринимается в России как импортный товар, в отличие от пива из Германии или Чехии, которое стоит заметно дороже российского и имеет другой вкус». У этого сегмента — большой потенциал роста, считает эксперт. О росте спроса на импортное пиво говорят и представители крупнейших ритейл-сетей.

Доля импортного пива в обороте магазинов Х5 Retail Group составляет уже порядка 16% от всей пивной категории, говорит начальник управления компании по связям с общественностью Владимир Русанов. «В категории импортного пива с 2011 года мы наблюдаем постоянный рост продаж. Ежегодно он составляет примерно 4,1% в натуральном выражении», — рассказал он. Быстрее других, по его словам, растут продажи немецкого пива (главный бестселлер — Spaten), хотя в лидерах по-прежнему держатся чешские Krusovice и Budvar.

В сети Metro Cash&Carry доля импортного товара в продажах пива составляет 12%, рассказала РБК руководитель по корпоративным и внешним коммуникациям сети Оксана Токарева. По ее словам, рост в этом сегменте в нынешнем году составил 9,5%. Основу продаж составляют немецкие и чешские сорта пива — Spaten, Crusovice, Prazacka, Budvar. Из продуктов, представляющих другие страны, охотнее всего покупают ирландский Guinness.

РБК
Вернуться назад