Когда «Газпром» разрушит гегемонию доллара

Минэнерго к 8 сентября должно подготовить предложения, которые позволят перейти на расчеты в рублях при поставках энергоресурсов. Затем предложения должны быть представлены на правительственной комиссии по ТЭК. Это станет первым серьезным шагом в отказе от доллара при расчетах за нефть и газ.

Для того, чтобы отказаться от доллара и полностью перейти на оплату в рублях или юанях, еще предстоит проделать большой путь. При этом его длительность и успешность зависят от многих факторов, также как само начало этого процесса было вызвано сразу несколькими событиями, пишет «Вести Экономика».

«Газпром» идет на Восток
Последние месяцы оказались очень благоприятными для развития «Газпрома» в восточном направлении. В настоящее время началось строительства газопровода «Сила Сибири». Этот газопровод будет использоваться для поставок газа Якутского и Иркутского центров газодобычи на Дальний Восток России и в Китай. Он будет подключаться к газовой системе Китая через Владивосток.

21 мая 2014 г. «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали договор купли-продажи газа по «восточному» маршруту. Договор заключен сроком на 30 лет и предполагает поставку российского газа в КНР в объеме 38 млрд куб. м газа в год. Его общая сумма составляет около $400 млрд.

При этом ориентировочная стоимость строительства газопровода «Сила Сибири» составит 770 млрд руб. В то же время необходимо отметить, что ранее глава «Газпрома» Алексей Миллер оценивал возможную стоимость постройки газопровода, создание необходимой инфраструктуры и подготовку к запуску Чаянды и Ковыкты в $55 млрд.

Если контроль за «Силой Сибири» останется у «Газпрома», то газовый гигант сможет использовать предоплату от китайской стороны в размере $25 млрд для финансирования проекта.

Протяженность «Силы Сибири» составит около 4 тыс. км (Якутия - Хабаровск - Владивосток - около 3200 км, Иркутская область - Якутия - 800 км), предполагаемая мощность должна достигнуть отметки 61 млрд куб. м газа в год. Маршрут трассы пройдет вдоль действующего магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Это позволяет оптимизировать затраты на инфраструктуру и энергоснабжение.

Китай и санкции
Китай, кстати, не стал поддерживать режим санкций против России.

«Если исходить из реальной ситуации, то санкциями обычно нельзя решить проблему, наоборот – они могут вызвать новые проблемы, которые не отвечают интересам всех сторон и изначальным намерениям разрешить кризис», - сообщил официального представителя МИД КНР.

И это неудивительно, так как от санкций Запада по отношению к России выигрывает именно Китай. В частности, удалось получить выгодные условия по историческому газовому соглашению, да и вопрос обеспечения собственных потребностей Китая решить будет проще, учитывая возможности России.

Кроме этого, переход на расчет в юани и рубли усиливает роль китайской валюты на мировой арене, а этого власти страны добиваются уже давно.

Чего боятся США
Доллар - самый главный актив США, который позволяет им доминировать в мире, а любые действия по переводу расчетов в национальные валюты ослабляют позиции доллара, тем более если речь идет о таких крупных странах, как Китай и Россия.

В качестве итогов катастрофического правления президента США Обамы как у себя в стране, так и на международной арене, уместно призвать все ключевые мировые сверхдержавы отказаться от использования нефтедолларов и положить конец доллару как резервной валюте, писал zerohedge еще в июне.

На данный момент ни юань, ни рубль не могут являться альтернативой резервной валютой, но стремление отойти от доллара будет только способствовать развитию своих валют и финансовых рынков.

Стремление США отстранить Россию от западных финансовых рынков путем введения различного рода санкций только усиливает взаимоотношения России со своим главным партнером - Китаем. А это в свою очередь способствует созданию Евразийского стратегического альянса, который так нежелателен для США.

Ответ России на санкции
Россия готовится к введению новых санкций, также как готова ответить на них. Премьер-министр Дмитрий Медведев уже заявил, что ответ будет ассиметричным.

В частности, небо России может быть закрыто для пролета самолетов западных компаний. В результате некоторые компании могут обанкротиться, так как полеты вне воздушного пространства РФ окажутся дороже.

«Но это плохая история. Просто хотелось бы, чтобы наши партнеры в какой-то момент это осознали», - отметил Медведев.

Весь вопрос в том, насколько это возможно с технической точки зрения и не окажут ли такие действия негативного влияния на российские компании. В частности, сейчас зарубежные авиакомпании, совершая полеты в Азиатско-Тихоокеанский регион, летают по транссибирскому маршруту, а для этого выплачивают роялти «Аэрофлоту». По некоторым оценкам, ежегодно российский перевозчик получает за счет этих платежей около $300 млн.
Вернуться назад