А. Лукашенко рассказал, о своих переговорах с Е. Пригожиным
«Получая редкую информацию о том, что происходит в России, в Ростове, на юге, я как-то и внимания особо не обращал...
Но к утру субботы с 8 часов утра мне уже поступает тревожная информация о ситуации в России».
Затем он созвонился с Путиным в районе 10:10 утра 24 июня. Лукашенко сказал, что не станет конкретизировать эту часть разговора.
Поиски связи с Пригожиным также заняли некоторое время, признается президент Белоруссии. К середине дня было установлено сразу 3 канала связи с Ростовом.
Лукашенко про поиски Пригожина («Белта»):
Я предложил Путину не торопиться. Давай, говорю, поговорим с Пригожиным, с командирами его. На что он мне сказал: "Слушай, Саша, бесполезно. Он даже трубку не берет, ни с кем разговаривать не хочет".
«Я спрашиваю [у Путина]: „Где он [Пригожин]?“ — „В Ростове“. Я говорю: „Хорошо. Худой мир лучше любой войны. Не торопись. Я попробую с ним связаться“. Он в очередной раз говорит: „Это бесполезно“. Я говорю: „Хорошо, подожди“. Где-то мы разговаривали, наверное, с полчаса.
Потом он [Путин] меня проинформировал, что [сейчас происходит] на фронте. Помню его слова: „Ты знаешь, а на фронте, как ни странно, лучше, чем когда-либо было“. Я говорю: „Вот видишь, не все так печально“.
В 11 часов... Надо было еще эти телефоны найти... Говорю: „Как с ним связаться? Дай телефон“. Он говорит: „Скорее всего, у ФСБ есть телефон“. Мы уточнили. Установили к середине дня целых три канала, по которым мы можем разговаривать с Ростовом».
Спустя несколько раундов переговоров Пригожин отказался от первоначальных требований:
«Он мне сказал: "Александр Григорьевич, я не буду требовать от Президента, чтобы он отдал Шойгу и Герасимова, и встречи даже просить не буду", я говорю: "Ну и хорошо. Это очень хороший шаг. Не надо в этой ситуации, напрягая обстановку, требовать неисполнимое"», – сказал президент Белоруссии.
Лукашенко подтвердил, что Пригожин 27 июня приехал в Белоруссию
"Да, действительно, он сегодня в Беларуси. Как я и обещал, если вы хотите какое-то время у нас перекантоваться и прочее, мы вам поможем. Естественно, за их (ЧВК "Вагнер" - Ред.) счет", — сказал белорусский лидер.
Новые подробности переговоров Лукашенко с Пригожиным:
Следующее условие, о выполнении которого договорились во время переговоров с Евгением Пригожиным, - это остановка дальнейшего движения колонны ЧВК на Москву
"В пятом часу вечера он мне позвонил и говорит: "Александр Григорьевич, я принимаю все Ваши условия. Но что мне делать? Останавливаемся - они начнут нас мочить". Я говорю: "Не начнут. Я тебе гарантирую. Это я беру на себя".
В контакте были с руководством России, ФСБ занималось в основном этим вопросом, с Бортниковым. Я просто настоятельно просил этого не делать. Бортников умный человек. Он сказал: "Александр Григорьевич, ну я же не дурак, я же понимаю, что может быть".
Если они где-то остановятся, колонна сожмется…Она в кучу соберется… Чтобы не было, знаете, желания и искушения взять и ее тут накрыть. Пообещали: этого не будет. Я и сказал Пригожину: "Это - гарантия" - "Что дальше?" - "Вплоть до того, что я выведу тебя в Беларусь и гарантирую тебе полную безопасность. И твоим ребятам, которые вот сюда продвинулись этой колонной". - "Да, я Вам верю. Я верю". - "Хорошо, в этом направлении будем действовать".
Я говорю: "Хорошо. Бортников этим занимается. Тебе надо с ним связаться" - "Он не берет трубку" - "Возьмет. Через 20 минут звони". Попросил Ивана Станиславовича (Тертеля, председателя КГБ): срочно, говорю, найди Бортникова, пусть мне позвонит. Он позвонил.
Я говорю: "Александр Васильевич, обязательно возьми трубку, если тебе позвонит Пригожин". У него, конечно, внутри все клокочет. Я говорю: "Слушай, отложи все в сторону и сделай, как мы с ним договорились". Они переговорили. Он развернул колонну, и они пошли в свои лагеря в Луганскую область. Они ушли в лагеря".
В дальнейшем разговоре с Президентом России Владимиром Путиным он еще раз попросил не допускать силового разрешения ситуации. Тот пообещал и договоренности выполнил.
Смута таким образом была предотвращена. Опасные события, которые могли быть, были сняты. Гарантии безопасности, как Путин вчера сказал, пообещал, были предоставлены", - подчеркнул Александр Лукашенко.