Мосгорсуд отменил решение Солнцевского районного суда столицы, приговорившего к реальному сроку лишения свободы сотрудников Росгвардии Сергея Бычкова и Илью Прокопенко. В ходе задержания они избили и заковали в наручники посетителя больницы, через некоторое время тот скончался.
Вышестоящая инстанция сочла, что мужчина умер от передозировки наркотиков, а действия стражей порядка не выходили за пределы их полномочий.
Как сообщили Business FM в пресс-службе Мосгорсуда, рассмотрев апелляционные жалобы осужденных, вышестоящий суд вынес им новый приговор, оправдав их за отсутствием состава преступления. «Они были освобождены из-под стражи», — сказал представитель пресс-службы.
Солнцевский суд столицы 3 июня 2022 года признал старшего сержанта Сергея Бычкова и сержанта полиции Илью Прокопенко виновными в превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств (п. «а» и «б» ст. 286 УК РФ).
Первый получил три года и десять месяцев лишения свободы, а второй — три года и два месяца колонии. Обоих лишили званий и арестовали.
Как следовало из приговора, днем 13 июля патрулировавших улицы сотрудников вызвали в 17-ю горбольницу в Солнцево, где сработала кнопка тревожной сигнализации. Сотрудники лечебного учреждения пожаловались на 33-летнего мужчину, которому они отказали в госпитализации.
Медики поставили ему диагноз «сросшийся перелом ключицы». По их словам, мужчина вел себя неадекватно — громко требовал, чтобы его положили в больницу и провели операцию по удалению пластины в ключице, а на их указания принести необходимые документы не реагировал.
Как установил Солнцевский суд, стражи порядка превысили свои полномочия, избив посетителя больницы резиновой дубинкой и заковав в наручники, Бычков, кроме того, наступал ногами на голову последнего.
Приехавший позже в больницу наряд сотрудников ДПС по району Солнцево отвез мужчину в отдел полиции, а оттуда бригада скорой психиатрической помощи госпитализировала его в ГКБ № 67 (там имеется психосоматическое отделение), где он спустя два часа скончался.
Экспертиза нашла на его теле множественные ссадины и гематомы, порез и даже перелом ноги. Суд счел, что росгвардейцы нарушили закон, применив насилие и спецсредства к гражданину. Это, по мнению суда, они могли сделать лишь при наличии «особых обстоятельств». По мнению суда, правоохранители своими действиями подорвали авторитет к органам власти и доверие к ним.
В суде Бычков признал свою вину частично, сказав, что сожалеет о применении к потерпевшему дубинки, Прокопенко же вину полностью отрицал. Последний сказал, что когда он с напарником приехал в больницу, потерпевший сообщил, что хочет написать заявление на врачей, поскольку те отказывают ему в госпитализации.
При этом Прокопенко в суде признался: агрессии мужчина не проявлял и противоправных действий не совершал. Однако и он, и администратор больницы отказывались ехать в отдел полиции, чтобы написать заявление друг на друга.
По словам стражей порядка, в какой-то момент мужчина стал вести себя неадекватно: бесцельно бродить по помещению больницы (из холла в коридор и обратно), разговаривать с банкоматом и нажимать на нем кнопки, затем с криком «Помогите, убивают!» выбежал из коридора, ударился головой о стену и направился к выходу. Однако уйти ему не позволили, а при задержании потерпевший разбил стеклянную витрину и порезал себе ногу.
Еще в ходе процесса Бычков предположил, что мужчина находился под воздействием наркотиков. По словам росгвардейцев, и в машине, и в отделе полиции задержанный вел себя неадекватно. В полицейском участке, по словам Бычкова, задержанному под голову подложили подушку или матрас, чтобы он не расшиб голову об пол, так как он вел себя агрессивно.
Сотрудники психиатрической бригады в суде подтвердили, что у мужчины имелись все признаки передозировки психоактивными веществами. А проведенная по делу экспертиза показала, что смерть пациента наступила от передозировки наркотиков.
Мать погибшего характеризовала сына исключительно с положительной стороны. Она уверяла, что он ничем не злоупотреблял, получил образование за границей, работал. Ключицу же, по словам женщины, сын сломал, когда упал с лошади во время занятий верховой ездой. Ему сделали операцию — вставили пластину, которую он повредил, поскользнувшись. После этого сын обратился к врачу в поликлинику, который ему выдал направление на госпитализацию.
В день гибели, по словам женщины, сын из загородного дома в Люберцах направился в больницу, в день смерти утром он также заходил в отделение МФЦ для получения паспорта, там ничего подозрительного в его поведении не заметили.
Однако апелляционная коллегия Мосгорсуда, изучив вещдоки и видеозаписи произошедшего, пришла к выводу, что действия сотрудников Росгвардии не выходили за пределы их полномочий. Они были оправданы и освобождены из-под стражи.