Предложение президента РФ Владимира Путина о саммите постоянных членов Совета Безопасности ООН остается в силе, и в Москве рассчитывают вернуться к нему, "когда Запад придет в себя".
Об этом заявил в пятницу министр иностранных дел России Сергей Лавров на встрече со студентами и преподавателями Белорусского государственного университета.
При этом, подчеркнул министр, Москва больше никогда не будет верить обещаниям Запада, не собирается зависеть от него в сфере безопасности и найдет с кем сотрудничать, если западные страны продолжат нынешнюю линию. ТАСС собрал основные заявления Лаврова на встрече.
О саммите
Предложение Путина созвать саммит пяти постоянных членов Совбеза ООН, чтобы "без каких-то взаимных капризов, просто по-честному обсудить, как вести дела в мире так, чтобы мир был равноправным, справедливым", остается на столе переговоров: "Надеюсь, что мы когда-то, когда Запад придет в себя, сможем к нему вернуться".
О железном занавесе
Железный занавес опускает Запад - Россия даже в самые критические периоды истории не прерывала отношений, но сейчас проявлять инициативу не станет: "Мы готовы всегда разговаривать, но если Запад захлопнул все двери, если объявляет санкции, выгоняет наших дипломатов, то ни о какой инициативе с нашей стороны речи быть не может".
О безопасности
Всем обещаниям Запада "грош цена", а события последних нескольких месяцев показывают, что там всегда существовало желание "Россию сдерживать, а то и поделить на несколько частей".
Москва готова рассматривать предложения западных стран по безопасности, но не доверять им: "Мы послушаем, что они скажут, но мы не будем верить на слово, мы уже много раз верили, и нас просто обманывали, по большому счету. Но мы в любом случае будем теперь делать все, чтобы в критических отраслях нашей жизни - экономике, сфере обороны - не зависеть от Запада".
О НАТО
НАТО пытается найти внешнего врага, потому что утратила смысл своего существования с исчезновением Организации Варшавского договора и Советского Союза. Сейчас альянс не только претендует на доминирующую роль в Европе, но и планирует "Индию еще заманить в свои сети" и провести "следующую линию обороны" уже в Южно-Китайском море.
На Западе продолжают утверждать, что НАТО - оборонительный альянс, "но это уже смешно, и для взрослых людей говорить такие очевидные вещи просто стыдно".
О "закате Европы"
Термин "закат Европы" оказался весьма прозорливым - Европейский союз утратил самостоятельность, и практически все его члены "просто испытывают удовлетворение от того, что американцы всем руководят". Надежды, что ЕС станет одним из влиятельных полюсов многополярного мира, не оправдались.
Брюссель в первую очередь страдает от антироссийских санкций и должен определиться, хочет ли он оставаться "прислужниками той игры, которую Вашингтон затеял, используя как инструмент Украину, или все-таки иметь нормальные цены на газ, на электричество, на продукты питания и в общем-то думать о своих гражданах, а не о том, как сделать приятное заокеанским хозяевам".
При этом "занимать русофобскую линию" Евросоюз заставляют в первую очередь "так называемые младоевропейцы - прибалты, поляки и ряд других стран, чьи правительства, к сожалению, начинают забывать о той роли, которую Россия сыграла в истории их народов".
О поддержке России
Москва найдет с кем сотрудничать, если Запад продолжит нынешнюю линию: "Подавляющее большинство государств мира разделяют наши мысли, хотя далеко не все имеют смелость об этом публично говорить и их отстаивать публично".