Несменяемость режима Лукашенко обходится всё дороже не только Москве, но и белорусскому бизнесу, и иностранным инвесторам, и широким массам населения постсоветской недомонархии.
Экономика Белоруссии приближается к очередному кризису. Затишье перед бурей явлено в формально улучшающихся показателях. Официальный прогноз социально-экономического развития на 2021 год, утверждённый президентским указом в конце прошлого года, предусматривавший рост ВВП на 1,8%, в августе был скорректирован и теперь предусматривает рост на 3,3%.
Радикально изменил свой прогноз по белорусской экономике Всемирный банк. Весной он предрекал белорусской экономике падение на 2,2%, а осенью — уже рост на 1,2%. В 2022 году банк предрекает рецессию с падением ВВП на 2,8% (вместо прироста на 1,9%), а в 2023 году — прирост на 2,3%.
Действующий с ним в тандеме Международный валютный фонд также резко изменил свои прогнозы. В октябрьском World Economic Outlook его эксперты предрекают рост ВВП Белоруссии по итогам 2021 года на 2,1%. В апреле те же эксперты рассчитали падение белорусской экономики на 0,4%. В 2022 году ими же запланирован рост ВВП Белоруссии на 0,5% (вместо 0,8% в апрельском прогнозе).
По итогам 2021 года, считают в МВФ, мировой ВВП вырастет на 5,9%. Таким образом, белорусская экономика хоть и продемонстрирует хорошие темпы, посрамляя прогнозистов из ведущих финансовых институтов, однако её прирост будет почти в два раза ниже общемирового. Это значит, что отставание Белоруссии от ведущих экономик мира увеличится. В силу объективных условий, помноженных на негативные субъективные факторы, постсоветскому лимитрофу никогда не попасть в пресловутый первый мир.
Эксперты ВБ и МВФ недооценили белорусский демпинг на внешних рынках, где во время пандемии ухудшился платёжеспособный спрос при резком росте цен на сырьевые товары. В этом и разгадка кратного роста цен на белорусском внутреннем рынке, в частности — на сырьё и полуфабрикаты, стройматериалы и ряд других товаров, внезапно оказавшихся востребованными на внешних рынках.
При этом следует также учитывать специфику белорусской официальной статистики, своеобразно рассчитывающей ВВП, инфляцию, экспорт, инвестиции и даже «ковидную» смертность. Как и в случае с младенческой смертностью, фальсификации начинаются на самом низовом уровне, достигая апогея в правительственных отчётах и пропагандистской продукции.
Аналогично по показателям пресловутых средних зарплат, реальных доходов населения и так далее. Мало кто не знает анекдотические сюжеты про среднюю температуру по больнице или среднестатистический рацион: одни едят мясо, другие капусту, а в среднем и общем все кушают голубцы. Такая «стабильность» и такое «развитие», явленные в приглаженных отчётах Белстата и лживых сюжетах «Белтелерадиокомпании», не вдохновляют даже высшее руководство Белоруссии.