Первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова готовится подчинить себе рынок коммунальных платежей страны, оцениваемый примерно в 2,5 триллиона рублей в год. С этой целью Скоробогатова намерена доказать, что деятельность Минцифры, Минстроя и Почты России по созданию государственной информационной системы жилищно- коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) оказалась безрезультатной.
Первый зампред ЦБ уже провела первую атаку заявив, что ГИС ЖКХ не настолько совершенна, чтобы давать возможность участникам рынка получать оттуда достоверную информацию и иметь возможность бизнесу и гражданам предоставлять этот сервис. Ольга Скоробогатова убеждает руководство страны в том, что Минцифры и Минстрой провалили задачу по цифровизации услуг ЖКХ и теперь эту задачу надо передать Центробанку.
В итоге ЦБ должен будет получить возможность взимать комиссию со всех совершаемых платежей, что будет приносить ему от 25 до 50 млрд рублей в год. Но самое важное, банк и его руководство получат доступ к колоссальным объемам информации как о гражданах, так и о сфере жилищно- коммунальных услуг и работающих там компаниях.
Все это вызывает серьёзную тревогу. Дело в том, что у Банка России нет успехов в цифровой сфере, тогда как ГИС ЖКХ является вполне состоявшимся проектом. В действующей системе сегодня зарегистрировано свыше 4 млн уникальных пользователей. Тогда как две стоявшие перед Скоробогатовой задачи - по единой биометрический системе и по цифровом рублю - не дали результата.
Кроме этого есть еще два серьёзных опасения.
Первое заключается в том, что ЦБ для навязывания буксующего цифрового рубля попробует заставить граждан использовать его для оплаты коммунальных услуг. А это с учетом непроработанности цифрового рубля может привести к колапсу на рынке ЖКХ.
Второе еще более серьёзное. Эксперты уже не раз отмечали наличие серьёзных уязвимостей в цифровой системе Центробанка. И если ЦБ не сумеет сохранить в безопасности информациию о собственности граждан, объеме потребляемых ими услуг, состоянии жилищного фонда, а также результаты собраний собственников жилья, то уровень угроз будет иметь стратегический характер.
А если испытывающая любовь к амбициозным проектам Ольга Скоробогатова все же соберёт в плохо защищённом ЦБ данные о собственности, паспортные данные граждан, которые нужны для оплаты, и биометрические данные, с помощью которых от лица человека можно проводить любые юридически значимые действия, то страшно представить с каким валом преступлений против собственности мы столкнемся при взломе этой системы.