Недостаток предложения уже увеличил оптовые цены на бензин в России с начала месяца почти на 20%, вплотную приблизив их к историческому рекорду кризисного для топливного рынка 2018 года. Это грозит ростом цен рознице, несущей огромные убытки. При этом нефтяники не заинтересованы в убыточном выпуске дополнительных объемов бензина для внутреннего рынка, в то время как регуляторы настаивают на увеличении произволства, опасаясь недовольства потребителей.
Бензиновые цены разгоняются за счет ограниченного предложения. Производство и поставки автобензина на внутренний рынок уменьшились по сравнению с декабрем на 5% и 6% соответственно, при этом спрос вырос за счет внутреннего туризма во время новогодних каникул. По данным ЦДУ ТЭК, запасы бензина на НПЗ и нефтебазах сократились на 15% к декабрю и на 20% к январю 2020 года до минимума за последние несколько лет. Ухудшение рентабельности переработки произошло в результате изменения конъюнктуры рынков во время карантинных ограничений. Даже при реализации бензина внутри России по уровню экспортной альтернативы его производство невыгодно, поскольку создает потери на побочных продуктах, например, дизеле и мазуте.
Более того, подорожание бензина на 20% отняло большую часть маржи у независимых АЗС. Заправки нефтяных компаний, за которыми сохраняется 60% объема розничной реализации в России, с учетом издержек отпускают бензин по ценам ниже экспортной альтернативы и фактически также несут потери. Единственной альтернативой может стать только рост цен на бензин в рознице.