Петиция с просьбой спасти "Трансаэро" за сутки набрала в интернете более 120 тысяч подписей. В ней указано, что "Трансаэро" - системообразующая организация в авиационной отрасли России. Как-никак вторая по величине авиакомпания с четвертьвековой историей, согласно международному рейтингу туристического пассажиропотока, "Трансаэро" на шестом месте в мире по числу перевезенных туристов. Но вот есть ли что спасать? Компания сегодня фактически банкрот, общий долг на 1 июня - 250 млрд рублей.
Аэропорт Актау. Сотрудник "Трансаэро" просит пассажиров подождать. Может, часа три, а может, семь. В итоге ждали 34 часа. Руководство воздушной гавани поставило ультиматум: пока перевозчик не погасит задолженность в 37 тысяч долларов, самолет не выпустят на взлетную полосу. Пришлось платить.
С подобной ситуацией "Трансаэро" столкнулась в Киеве и Санкт-Петербурге. Ее долг перед Пулково – 182 млн рублей. Некоторые пассажиры теперь прокладывают дорогу к стойке регистрации кулаками.
Подмосковное "Внуково" на принцип идти не стало. После давки, которая образовалась в аэропорту в четверг, там действуют по принципу: лишь бы все улетели. Клиенты "Трансаэро" в режиме ожидания не только в России - по всему миру. Компания осуществляет перевозки по 133 направлениям: это Европа, Азия, Северная Америка, Африку. 600 тысяч пассажиров, на чьих билетах дата вылета до 15 декабря, перевезут другие компании. Большую часть - "Аэрофлот". А еще UTair, "ВИМ-авиа", "Таймыр", "Уральские авиалинии". Но есть и те, кто уже никуда не полетит.
Зимний отпуск Вениамин и его друзья спланировали еще летом. Самолет "Трансаэро" должен был доставить их в Берлин перед Новым годом. Теперь билеты аннулированы. А новые обойдутся слишком дорого. Молодые люди надеются, что компания хотя бы вернет деньги. Но даже если это удастся, из-за "Трансаэро" каждый из них уже потерял по 40 тысяч рублей.
Первая частная авиакомпания в России за четверть века стала второй по размеру в стране. В парке "Трансаэро" - 106 самолетов. Это единственный отечественный авиаперевозчик, что эксплуатирует "горбатый" Boeing 747 Джамбо Джет. До коллапса "Трансаэро" довело собственное руководство, об этом сегодня говорят многие в авиаотрасли.
"В 2013-м 2014-м годах было очевидно, что того роста, на котором была построена бизнес-модель "Трансаэро", его не будет. Тем не менее, эту деятельность продолжали: арендовали еще больше самолетов, продавали еще больше билетов, и все глубже забирались в долги. Рассчитывая, что рынок изменится. Нужно было останавливать компанию", - считает эксперт компании «Инфомост» Борис Рыбака.
"Трансаэро" прошла не через один кризис. Но тогда выручало государство, напоминают эксперты. Казалось бы, ничего такого, когда крупный бизнес рассчитывает на помощь из госбюджета. Но ведь это частная компания.
AirFrance и LuftHansa в свое время создавались как государственные авиаперевозчики. Лишь недавно их выкупили частные инвесторы. И все это время обе компании сталкиваются с финансовыми трудностями. А вот стабильно функционирующие Иберия, РайанЭйр, ЭрБерлин, ФиннЭйр, Эмирейтс, испанская Vueling полностью или отчасти принадлежат государству. Впрочем, "Трансаэро" выход предложили и теперь: передать три четверти акций "Аэрофлоту", причем, вместе с долгами. Руководство перевозчика, не сформировав к сроку пакет, фактически сорвало сделку.
И теперь самый вероятный сценарий для "Трансаэро" – банкротство. Но для отрасли в целом такой вариант вовсе не катастрофа, уверены эксперты. Напротив.
Маршруты "Трансаэро" будут обслуживать другие авиакомпании. В том числе и те из них, куда летали только самолеты этого перевозчика.
Несмотря на, казалось бы, безвыходное положение, у "Трансаэро" все же есть шанс продолжить существование. Частные банки-кредиторы выступают за сохранение компании. В качестве варианта спасения они предлагают следующий сценарий: передать в их управление 75% плюс одну акцию, а 20% долга списать. В ближайшие дни они направят общее обращение в Центробанк и правительство.
Но такая вероятность крайне мала. Более реальным "Сбербанку", ВЭБу и Федеральной антимонопольной службе видится создание на базе "Трансаэро" нового перевозчика. На это надеются и 11 с половиной тысяч сотрудников.
"Те из наших коллег, которые уволились и ищут места в других авиакомпаниях, проходят отбор на общих основаниях. Перспективы их трудоустройства крайне туманны. Авиационная отрасль переживает не лучшие свои времена. Фактически, крупного набора персонала у крупных перевозчиков не проводится", - заявил представитель профсоюза работников "Трансаэро" по связям с общественностью Владимир Жаров.
Владимир Жарков работал в "Трансаэро" стюардом. Его уволили. Он уверен: потому, что слишком много задавал вопросов о финансовых трудностях компании. Еще год назад начались задержки по зарплате. Урезали льготы. Впрочем, "Росавиация" пообещала: сотрудники "Трансаэро" не окажутся на улице. Ведомство планирует создать единую базу по трудоустройству летных экипажей компании. Но все же здесь остается еще одна - ключевая - интрига: в истории, где фигурируют тысячи сотрудников, миллионы пассажиров и миллиарды, в том числе чужих, рублей, какова будет ответственность менеджеров? Безусловно, талантливых. Ведь довести такую компанию до коллапса нужно постараться.
Евгения Карих, Татьяна Каминская, Александр Марченко, "В центре событий".