Первая "Ласточка" - экспресс начал курсировать из самого северного района столицы до Ленинградского вокзала. Время в пути в два раза меньше, чем на обычной электричке. При этом больше комфорта.
От Зеленограда до Ленинградского вокзала - за 25 минут. Еще вчера этот путь занимал почти вдвое больше времени. Первыми скорость нового экспресса оценили мэр столицы Сергей Собянин и губернатор Московской области Андрей Воробьев. На станции Крюково - торжественное открытие скоростного маршрута.
Экспресс "Ласточка" курсирует с раннего утра - дорога на работу для многих стала короче уже сегодня. Новый маршрут экспресса - часть масштабной программы модернизации транспортной системы Москвы и области. Главный принцип, по словам Сергея Собянина, прост - пассажирам должно быть удобно.
"Зеленоград с точки зрения транспорта приблизился в два раза к Москве, этой веткой будут пользоваться жители Химок, Подмосковья, Крюково и Твери. В общей сложности только в Москве и Подмосковье будут пользоваться более полумиллиона человек", - сказал Сергей Собянин.
Электричка из Зеленограда привезет прямо к станции метро, - традиционно это самый удобный вид общественного транспорта. И он продолжает развиваться. За последние 5 лет в московском метро построены 18 новых станций, проложено больше 30 километров линий. Еще 35 станций строятся. А к 2020 году столичные власти обещают: 93% москвичей окажутся в шаговой доступности от станции подземки.
Слоган "Метро растет" в полной мере, впрочем, можно оценить лишь спустившись вниз. За 14 секунд шахтерская клеть опускается на 65 метров. Путь на эскалаторе, когда его установят, будет вдвое дольше. Эта станция одна из самых глубоких. Уже через год с небольшим в поездах на "Петровско-Разумовской" прозвучат слова: переход на Люблинско-Дмитровскую линию. Здесь уже идет отделка, а когда движение откроется, с севера на юг Москвы можно будет добраться гораздо быстрее.
"Эта линия позволит москвичам с севера Москвы добираться до центра города всего за 25-27 минут.
У нас эта ветка начинается с Зябликово и закончится в пяти километрах от кольцевой дороги на пересечении Коровинского и Дмитровского шосссе. А в дальнейшем и Дмитровское шоссе тоже планируется такая станция, которая будет почти до кольцевой дороги", - рассказывает заместитель генерального директора ОАО "Мосметрострой" Олег Мельников.
Действующая станция буквально за стенкой, поэтому строители говорят: работали практически вручную - без взрывов и тяжелой техники.
Здесь понимаешь, почему метро не строится быстро. Например, на 10 километров основной линии нужно еще 9 километров вспомогательных тоннелей. Строителям приходится бороться с грунтовыми водами и много с чем еще. Здесь холодно и сыро - но это пока. Меньше, чем через год, по этому тоннелю пройдет первый поезд.
Поезда скоро пойдут и по так называемому малому кольцу московской железной дороги - сокращенно МКЖД. Большинство станций уже почти готовы.
Всего запланировано построить 31 пересадочный узел - с удобными стыковками со станциями подземки. И не только - пересесть можно будет и на электричку в область. В итоге эта линия сможет обслуживать около 300 миллионов пассажиров в год. А ждать поезда придется не больше шести минут.
"Малое кольцо железной дороги это, по сути дела, наземное метро Москвы, второй пересадочный контур для радикальных направлений метро и первый пересадочный контур для пригородного сообщения. То есть гражданам не надо будет добираться до центра города, они смогут комфортно пересаживаться в узлах серединной части Москвы и передвигаться уже по Москве до следующих радиальных направлений железной дороги и пригорода. Кроме того, конечно, это придаст инвестиционную привлекательность брошенным промзонам, которые находятся вокруг этого кольца", - говорит Сергей Собянин.
Станции электричек Малого московского кольца будут рядом с остановками наземного общественного транспорта. Который тоже в последние годы меняется буквально на глазах.
Тщательный осмотр - перед каждым рейсом. Но и не только - с машиной здесь принято разговаривать. Автобус - тоже человек. Маршрут 116-го - длинный. От "Филей" до "Белорусской". Автобусы ходят строго по расписанию - за этим следит спутниковая система. Пассажиры уже и забыли, когда ждали транспорт часами. Доступность оценили и молодые пассажиры. Екатерина теперь часто оставляет машину дома и едет вместе с младшим ребенком в школу за старшим на автобусе - так удобнее.
"Если раньше ты мог ждать автобус, ты не знал, где он, то сейчас, посмотрев в нужном приложении, можешь понять, что он подойдет через десять минут и тебе не придется мерзнуть на остановке, под дождем стоять. И то, что можно в специально отведенное место поставить коляску - такого раньше не было. Теперь есть, это очень удобно", - говорит Екатерина Кацоева.
Удобно еще и то, что автобусы и троллейбусы двигаются часто даже быстрее, чем автомобили. Выделенные полосы себя оправдали.
Они существуют на 19 столичных магистралях. Общая протяженность - больше 200 километров. Скорость движения, говорят в Московском департаменте транспорта, выросла почти на 15%. Впрочем, совсем отказаться от машины в пользу общественного транспорта - для большинства все-таки крайность. Но, оказалось, можно совмещать. Например, оставив машину на перехватывающей парковке около метро.
Таких в Москве уже тридцать на 7 тысяч мест. До конца года появятся еще три парковки - у станций метро "Пятницкое шоссе", "Зябликово" и "Теплый стан". Те, кто уже пользуется - оценили удобство.
"Очень времени много экономлю. Работаю в центре Москвы на Охотном ряду. Поэтому сейчас время, которое я добираюсь от дома из Одинцова до работы, сократилось до 40 минут вместо двух часов, которые я тратил обычно. Это платная дорога, которую открыли в Одинцово и перехватывающая парковка, которой я пользуюсь постоянно", - рассказывает Сергей Сибякин.
Автомобилисты, в общем, тоже не в обиде. Говорят, не на что. Наоборот - такого масштабного дорожного строительства в Москве не было много лет.
"Если сравнивать эту пятилетку с предыдущей, то в Москве построено в два раза больше дорог, развязок, пешеходных переходов подземных и надземных. В целом в Москве построено около 400 километров автомобильных дорог и больше 100 искусственных сооружений, развязок, эстакад, тоннелей и все это построено не в чистом поле, а в самых напряженных транспортных узлах Москвы", - отмечает Сергей Собянин.
Самая длинная в Европе городская эстакада на Можайском шоссе, Бусиновская развязка на МКАД или еще одна на пересечении Профсоюзной и улицы генерала Тюленева, новая развязка на Волоколамке - далеко не полный список масштабных проектов, завершенных совсем недавно. До конца года полностью откроется развязка Ленинского проспекта с Кольцевой дорогой. Активно строятся и так называемые вылетные магистрали - причем границами Москвы стройка не ограничивается.
"Большинство проектов так или иначе состыкованы между Москвой, Московской областью и Росавтодором. Другой вопрос, что они не синхронизируются помесячно, но мы видим перспективу и четко знаем, что все, что мы строим, подхватывается уже в Московской области и наоборот, что делается Росавтодором, интегрируется в транспортную систему Москвы", - говорит Сергей Собянин.
Количество автомобилей растет год от года - за короткое время столичный автопарк пополнился двумя миллионами машин. Испытание для любого крупного мегаполиса, которое подразумевает поиск компромисса - чтобы удобно было всем - и за рулем, и в общественном транспорте, и на велосипеде, и пешком. Процесс, конечно, не стремительный. Но ведь еще недавно казалось, что такое вообще невозможно.