Запад не успел опомниться, как президент России заявил о возможности начала поставок Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300
В скором времени Иран может получить один из лучших образцов российского оружия. Президент России Владимир Путин подписал указ, разрешающий поставлять Ирану зенитные ракетные комплексы С-300. Такая возможность у российского президента появилась после того как 2 апреля Иран и шестерка международных посредников (США, Китай, Россия, Великобритания, Франция и Германия) заключили рамочные договоренности об урегулировании ядерной проблемы.
Как сообщает РБК, Кремль не стал дожидаться исхода международных переговоров, которые должны завершиться до 30 июня и необязательно приведут к окончательному соглашению. Как пояснил министр иностранных дел Сергей Лавров, "на данном этапе необходимость в такого рода эмбарго, причем в отдельном, добровольном российском эмбарго, полностью отпала".
Решение об отказе поставить Ирану С-300 принималось почти пять лет назад, "для стимулирования прогресса на переговорах" по иранской ядерной проблеме, напомнил Лавров. Теперь на переговорах, по его мнению, констатирован "существенный прогресс" — "согласованы окончательные политические рамки окончательной договоренности".
Что касается причин такой "быстроты реакции" со стороны России, то по словам Лаврова, Москва не могла "не учитывать также коммерческие, репутационные аспекты". "В результате приостановки контракта Россия не получила крупные средства, которые нам причитались", — заметил он. Прежний контракт, который оценивался в $800 млн, был аннулирован российской стороной, и Минобороны Ирана в 2011 году даже подало иск на "Рособоронэкспорт" в Женевский третейский суд, требуя возместить ущерб в размере почти $4 млрд неустойки. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заметил, что теперь "судебные издержки вряд ли возможны, если поставка осуществляется".
Лавров также отметил, что Тегеран нуждается в системе, подобной С-300, с учетом неспокойной обстановки на Ближнем Востоке. "Для Ирана современная система противовоздушной обороны сейчас очень и очень актуальна, особенно принимая во внимание резкую эскалацию напряженности в окружающем его пространстве, и особенно, конечно, об этом свидетельствует стремительное развитие в последние недели военной активности вокруг Йемена", — пояснил глава МИД РФ.
Решение РФ о возможной поставке С-300 Ирану не осталось без внимания представителей США. Госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри поспешил высказать Сергею Лаврову озабоченность по поводу отмены запрета на поставку ЗРК Ирану.
Не испытывают радости по поводу решения Путина и в Израиле. Как известно, это государство оставляет за собой право нанесения воздушного удара по ядерным объектам Ирана в том случае, если возникнет опасность обретения Тегераном ядерного оружия. Не исключено, что в случае полставки С-300 в Иран, ЗРК будут размещены в непосредственной близости от иранских ядерных объектов и возьмут их под свою защиту. Впрочем, по словам Сергея Лаврова ни какой опасности для Израиля возможная поставка С-300 Ирану не представляет.
Наверняка, это действительно так, но только до той поры, пока израильская авиация не попытается нанести удары по объектам на иранской территории. Чем же может объясняться столь поспешное желание России воспользоваться прогрессом в иранском вопросе и реализовать свои обязательства в отношении Ирана, взятые еще несколько лет назад?
Ответов на этот вопрос может быть сразу несколько. Прежде всего, Лавров был совершенно искренен в том, что Россия намерена выполнить свои обязательства по прежним договоренностям с Ираном, так как это позволяет ей избежать штрафных санкций за срыв контракта, а так же заработать на поставке хорошие деньги, которые для нее сейчас совсем нелишние.
С другой стороны, весьма актуальным для Москвы является и то, чтобы иранские ядерные объекты, прежде всего построенная Россией атомная станция в Бушере не были разрушены в результате атаки израильской авиации или какого-либо другого противника. Уничтожение этого реактора положит конец российско-иранскому сотрудничеству в атомной сфере, что вряд ли входит в планы Москвы.
Впрочем, у России есть и еще один существенный резон, объясняющий ту поспешность, с которой президент принял решение о возобновлении контракта по С-300. Недавнее решение "иранского вопроса" во многом является следствием серьезных изменений позиции Запада и прежде всего США на Ближнем Востоке. Очевидно, что Соединенные Штаты будут предпринимать попытки заполучить Иран в союзники и партнеры. Это необходимо Вашингтону для создания противовеса Саудовской Аравии, отношения с которой изрядно подпорчены из-за обвала нефтяных цен, а так же по целому ряду геополитических причин.
Все это означает, что в скором времени Иран может получить режим наибольшего экономического и политического благоприятствия со стороны США. В этом случае, в эту страну устремятся американские и другие западные компании, специализирующиеся в самых разных областях. Такое положение дел станет ударом по позициям России, рассчитывающей на иранский рынок, включая рынок вооружений.
Вполне вероятно, что именно опасения потерять платежеспособного покупателя оружия послужило главной причиной столь спешного возобновления Москвой контракта по С-300. Возможные перспективы здесь так же вполне понятны. Приняв на вооружение российскую систему, Иран уже вряд ли решатся на закупку похожей американской или какой-то другой техники, так как подобное "разнообразие" является непростительной роскошью. Это, в свою очередь, обеспечивает России дополнительный рынок обслуживания поставленных систем, а так же допоставки к ним комплектующих и боеприпасов. Учитывая нарастающее противостояние между Ираном и Саудовской Аравии, а так же усиливающуюся опасность большой войны на Востоке, роль поставщика Ирану современных ЗРК может принести Российским оружейным компаниям ощутимый доход.
Саид ХАЛМУРЗОЕВ