Не стоит удивляться, если в Севастополе скоро станет популярной шутка: «Если в Крыме нет воды, значит, все машины на улицах чистые». Дело в том, что власти Симферополя, похоже, раскрыли тайну бесследного исчезновения запасов питьевой воды в городе. Оказалось, почти половина суточного потребления в столице республики приходится на автомобильные мойки, большая часть из которых работает нелегально.
О проблемах с водоснабжением в новых российских регионах RegNews писал уже неоднократно. После того как Украина перекрыла Северо-Крымский канал, вода стала на полуострове настоящим дефицитом. Власти республики при содействии федерального центра пытаются решить проблему и попутно просят граждан экономно расходовать драгоценную жидкость. Но следуют этому призыву далеко не все.
Обнаружилось, что в самом сердце полуострова, под носом у симферопольской мэрии и крымского правительства, целые реки воды сливаются в никуда. Как стало известно накануне, одним из главных виновников нехватки воды в столице республики являются автомоечные комплексы, расплодившиеся как грибы после дождя. В городской администрации подсчитали: на приведение в порядок симферопольских легковушек уходит едва ли не половина всей воды, так необходимой сегодня городу.
«Согласно данным водоканала, город потребляет 150 тыс. кубов воды в сутки. Одна автомойка в среднем потребляет до 300 кубов воды. 300 кубов воды умножаем на 238 моек, получается 71 тыс. кубов воды в день. Это 47% питьевой воды», — цитирует «Крыминформ» заявление начальника департамента городского хозяйства Симферополя Олега Сальцына на оперативно-хозяйственном совещании, состоявшемся 3 марта.
Чиновник рассказал, что в ходе проверок уже на начальном этапе было выявлено почти две с половиной сотни нелегальных автомоечных комплексов, получающих воду не из технических источников, а из городского водопровода.
«У нас их неофициальных 238, но это мы еще не проверили даже половину города», — передал удручающее сообщение Сальцын, из чего следует, что реальная цифра несанкционированного потребления питьевой воды может оказаться еще более значительной.
Глава департамента городского хозяйства рассказал также, что в Симферополе зарегистрированы по всем правилам только 38 автомоек. И лишь три из них имеют полностью замкнутый цикл использования воды.
Помимо бесхозяйственного использования жизненно важного водного ресурса, автомойки допускают еще одно серьезное нарушение — сбрасывают отходы с химикатами в городскую канализацию. Безо всякой очистки.
«Большинство владельцев моек покупают очистные установки для того, чтобы получить разрешительные документы и ввести мойку в эксплуатацию, а потом пользуются простой водопроводной водой, которой так городу не хватает. Грубо говоря, очистная установка стоит, но не работает, грязную воду сбрасывают в канализацию», — описал положение дел чиновник.
О судьбе же технических отходов остается только догадываться — скорее всего, они попадают в одни контейнеры с бытовым мусором. По крайней мере, ни одна мойка (в том числе легальная) не заключала с властями договоры на утилизацию отходов.
Упомянутые Сальцыным проверки на городских автомойках устроили по инициативе симферопольского мэра Геннадия Бахарева. В середине февраля он стал свидетелем того, как на одной из автомоек воду для мытья его автомобиля взяли просто из-под крана, после чего грязную воду с пеной слили в канализацию.
«Надо проверить, как у них обустроена подача воды, очистка, есть ли круговой цикл, куда они ее сливают и откуда берут», — цитирует «КрымМедиа» слова Бахарева на одном из совещаний в горадминистрации.
Глава города также поручил проверить, по каким тарифам владельцы автомоек платят за использованную воду. Ведь если мойка работает нелегально или полулегально, вряд ли подача воды для нее тарифицируется по расценкам для предприятий. В случае выявления нарушений хозяев комплексов могут ждать серьезные неприятности, вплоть до уголовного преследования.
Автомойщики же настолько привыкли к безнаказанности, что даже не скрывают своих незаконных действий. Сразу на двух симферопольских автомойках, куда дозвонился корреспондент RegNews, прямым текстом заявили, что «воду берут из крана, как все». При этом о наличии у них систем очистки воды представители фирм говорить отказались.
Автолюбители Крыма при этом проявляют почти детскую наивность в суждениях. Они соглашаются с тем, что воду надо беречь, но выступают против тотального закрытия автомоек.
«Если часть моек убрать, на других будут выстраиваться очереди. Людям все равно машины мыть надо, воды столько же уйдет. То на то и выйдет», — делятся с RegNews своей позицией автовладельцы.
И не исключено, что здравое зерно можно найти и в такой вот половинчатой позиции. Данные горадминистрации пахнут повальным запретом, при котором воды может и станет больше, но пострадают и владельцы машин, и только-только начинающая крепнуть местная экономика. Но может быть, еще не поздно прийти к компромиссному варианту?
Может быть, владельцам помывочных и местным властям следует не откладывая задуматься над тем, как при мытье машин расходовать воду рационально, привлечь к этому делу специалистов, ознакомиться с зарубежным опытом. И непременно приложить все усилия, чтобы вывести автомоечный бизнес из тени. Ведь так легко представить: льготный лизинг на очистную технику, мягкие условия при заключении договоров на вывоз и утилизацию отработанной химии. И в результате довольные автолюбители, чистые автомобили, дополнительные налоговые поступления и вдоволь питьевой воды. Может, повезет?