В Москве показали новую постановку оперы Рубинштейна "Демон"
В Москве показали новую постановку оперы Рубинштейна «Демон». Для Дмитрия Хворостовского – исполнителя главной партии – участие в этом проекте – значимое событие. До этого прославленный баритон пел в Москве – в поставленном специально для него оперном спектакле – 15 лет назад. Это был «Риголетто» в Новой опере. Худрук геликоновцев решил исправить несправедливость и пригласил Хворостовского спеть Демона.
Дмитрий Хворостовский не выходит из образа и после премьеры. Сжился с ролью, как никогда. Партия Демона – уж очень давняя мечта. Осуществить мечту Хворостовского взялся Дмитрий Бертман. Художественный руководитель «Геликон-оперы» привык удивлять неклассическими постановками. История Демона тоже рассказана новым языком. Основная сцена – в амфитеатре. Солисты – то на балконе, то прямо в зале.
«Это далеко и ты не видишь, дыхание не чувствуешь, как берется у них дыхание, – говорит дирижер Михаил Татарников. – И здесь рассчитываешь на профессионализм артистов. Здесь вот мобильность всех находящихся на сцене, она меня очень радует, вдохновляет».
Такую мобильность задает сам формат. Semi-stage. Нечто среднее между концертной и сценической постановкой. Здесь каждый не просто исполнитель оперной партии – актер.
«Это достаточно тяжелая драматическая партия, драматическая роль, – признается Дмитрий Хворостовский. – Как говорится там? Semi-stage, но я думаю, что это совсем не semi, это настоящая концептуальная постановка, которая имеет право на театральную постановку».
Вместо масштабных декораций – световые проекции. Космические пейзажи, Луна и Земля. Здесь целая Вселенная духа отверженного, но не отвергнутого Тамарой. В неё перевоплотилась Асмик Григорян. С таким сложным характером столкнулась, пожалуй, впервые.
«Мне в Тамаре нравится, что безумно большая амплитуда характера, где можно вот именно показать очень много разных красок, – рассказывает Асмик Григорян. – Я считаю, что это два разных человека и даже три в Тамаре».
Такого трепетного отношения к своим героям режиссер Дмитрий Бертман добивался шёпотом. Традиция – на репетициях громко не разговаривать. Уверен, только в тишине рождается по-настоящему громкая постановка.
«Я не знаю, Демон нам помог или Ангел, но помогло то, что команда была совершенно потрясающая, атмосфера, – отмечает Дмитрий Бертман. – Высочайшие профессионалы. Мы можем наблюдать, как артист думает, какой поступок он совершает, уходить вот в психоанализ».
После премьеры овации не стихают даже за кулисами. На московских сценах «Демон» еще появится дважды. А после реконструкции исторического здания «Геликон-оперы» на Большой Никитской, возможно, переберется туда.
ТВ Культура