Возможность отключения российских банков от системы SWIFT активно мусолитися как политиками, так и представителями СМИ. Европа, в лице Министров иностранных дел, расмотрит предложение Великобритании 29 января, а потом доклассирует решения, какое бы оно ни было, 12 февраля на антитеррористическом Саммите.
Центробанк России еще осенью прошлого года, сразу после того, как британский Премьер Дэвид Камерон впервые заявил о таком варианте санкций, как отключения от SWIFT, взялся создавать аналог системы передачи банковской информации внутри страны. В конце 2014-го в Москве заявили о готовности в случае чего воспользоваться своим детищем. Позже, уже после деловых завтраков в Давосе, где Россию снова пугали жизнью без SWIFT, премьер РФ Дмитрий Медведев запустил свою "страшилку": мол, если отключите, реакция России будет "без границ". В ответ – тишина. Подтверждающая, что неизвестность порой пугает больше реальной опасности.
После такого поворота о России и SWIFT говорили только в СМИ. Да и то - только в том ключе, что ЕС пока никого отключать от системы не будет. Причины называются разные: от опасений, что РФ с дружественными странами создаст собственный межгосударственный аналог системы, до объяснений, что ограничение не будет эффективным.
Важно понимать, что банки используют SWIFT для обмена сообщениями, в том числе, об осуществлении взаимных расчетов и переводе средств между счетами. Всегда можно найти альтернативу. Это может быть другая система, дружественная страна или банк, которые работают в SWIFT. Информацию можно передавать через них. Будет дольше, но не намного.
По схожей схеме выкручивались из суитуации иранские банки, когда их отключили от SWIFT в 2012 году. Банки Исламской республики при расчетах с контрагентами осуществляли платежи через партнеров в Турции, Арабских Эмиратах и ряде других стран. Проведение расчетов замедлилось, но не остановилось.
Есть еще одно но: SWIFT – это частный бизнес, а бизнес должен приносить доход. Услугами системы пользуются свыше 10 тысяч крупнейших кредитных организаций по всему миру. И Россия – второй по величине пользователь системы после США. В России системой SWIFT пользуются около 600 ведущих банков. В 2013 году компания заработала на российском трафике свыше полумиллиарда евро. И потерю этих денег ей никто не компенсирует.
Ситуация в чем-то похожа на финал "Южного потока": Европа вертела носом, Россия отказалась, а Болгария потеряла до 400 миллионов евро в год. Все вздохнули, но никто не компенсировал.
Алексей Устиловский