Повышение процентной ставки Центробанком России является отчаянным шагом по спасению рубля.
Об этом пишет The Washington Post.
Как отмечается в статье, забавная вещь произошла с президентом РФ Владимиром Путиным, пока он накручивал стратегические круги вокруг Запада российская экономика рухнула.
Центральный банк на экстренном совещании поднял ключевую ставку сразу на 6,5 процентных пункта - до 17 %. «Это отчаянный шаг ради спасения российской валюты, но достигается он за счет принесения в жертву экономику России. Таким образом, даже если это «сработает», все обернется еще хуже», - пишет репортер издания Мэтт О'Брайан.
Это классический вид кризиса для развивающегося рынка. Но Россия - не столько экономика, сколько бизнес по экспорту нефти, который субсидирует все остальное. Вот почему сочетание из роста поставок из США и падения спроса из Европы, Китая и Японии ударило по ним особенно сильно. Дешевая нефть означает для российских компаний меньшее количество долларов, которые можно поменять на рубли. Снижается спрос на рубли, их цена падает. Санкции из-за вторжения России в Украину усугубили долларовый дефицит в РФ.
«Сложите это все, и получится примерно 22% падение рубля за последний месяц, только на понедельник (15 декабря - ред.) пришлось падение в 11%», - пишет автор.
Рубль в этом году упал даже больше, чем украинская гривна или нефть марки Brent. «И будет только хуже. Понимаете, Россия застряла в экономической «Уловке-22» (роман американского писателя Джозефа Хеллера, название означает безысходную ситуацию - ред.)», - говорится в статье.
Российская экономика нуждается в более низкой процентной ставке, которая подтолкнет ее рост, но ее компаниям нужна более высокая ставка, чтобы подтолкнуть курс рубля выше и сделать долларовые заимствования менее дорогими.
«Таким образом, чтобы они не сделали, они все равно бы облажались. Если бы они сохранили процентные ставки на низком уровне, то рубль продолжил бы падать, инфляция бы пошла верх, и крупные корпорации испытали бы дефолт, но, по крайней мере экономика не упала бы так сильно», - пишет О'Брайан.
Вместо этого, Россия сделала выбор и повысила ставки с 10,5 до 17 % одним махом. Такая ставка грозит умирающей экономике России глубокой рецессией, ее уровень, как уже прогнозируют российские банки, будет колебаться от 4,5 до 4,7 %, если нефть останется на уровне $60 за баррель. Но, возможно, это остановит падение рубля.
«Увидим. Если это не поможет, Россия будет вынуждена прибегнуть к мерам контроля капитала, чтобы поддержать курс рубля, и, возможно, даже просить помощи МВФ», - говорится в статье.
Россия Путина, как и СССР, сильна только при высоких ценах на нефть.
«В 1970-х годах мы ошибались, думая, что вторжение СССР в Афганистан означает наш проигрыш в Холодной войне. Но в реальности они наткнулись на «свой Вьетнам», и могли прокормить свой народ только, пока цена на нефть была высокая», - отмечает автор публикации.
В 1980-х годах цены на нефть достигли дна, экономическое мираж СССР рассеялся, люди пытались раздобыть еду в пустых магазинах. Эта история повторяется сейчас, только без марксизма-ленинизма. Путин мог позволить себе вторгнуться в Грузию и в Украину, когда цены на нефть измерялись трехзначными цифрами, но когда они упали в два раза, Россия уже ничего не может себе позволить.
«Путин может играть в шахматы, пока мы играем в шашки, но только если мы одолжим ему деньги на шахматный набор», - резюмирует автор.