Прошедшая неделя в России закончилась, когда рубль после взлета опять чуть опустился. Это было ожидаемо, поскольку все следили за дешевеющей нефтью в преддверии встречи в Вене лидеров стран-членов Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Сюрпризов там не оказалось. Снижать добычу никто в ближайшие полгода не собирается, отсюда и цифры. Ничего фатального, но вызовы для России серьезны. Для экономики это как упражнения с отягощением. В конечном счете полезно — быстрее слезем с углеводородной иглы. Сдюжим — здоровее будем.
Цена нефтяной бочки к завершению недели опустилась до 70 долларов за баррель — четырехлетний минимум. Снижение с лета — примерно на треть. Ослаб и рубль. Синхронно и предсказуемо. Так ведет себя любая сырьевая валюта, когда баррель устремляется вниз. По итогам недели доллар подобрался к пятидесятирублевой отметке. Евро протестировал уровень в 62 рубля.
Рынок просел на волне эмоций. В Вене 27 ноября собрались "нефтяные короли". Мир ждал, что скажет ОПЕК. Сократит добычу, чтобы приподнять цены, или оставит все как есть? Картель решил оборотов не сбавлять, что для России сюрпризом не стало.
На встрече с новым главой нефтяного гиганта Total — давним партнером, стабильно сотрудничавшим с Москвой и в непростые времена, — президент Владимир Путин дал собственную оценку происходящего.
"Мы принимали участие во встрече группы стран ОПЕК перед собранием ОПЕК. И для нас с самого начала стало ясно, что после объявления ОПЕК о несокращении добычи, цены на это отреагируют, будут немножко пониже. Это неизбежная реакция рынка. В то же время никто из крупных производителей энергоресурсов не настаивал на каких-то особых действия по выравниваю цен, в том числе и мы. Нас это в целом устраивает. И мы здесь не видим ничего особенного. Впереди — зима. Уверен, что в первом квартале рынок сбалансируется", — отметил президент России.
Если взглянуть на бюджеты стран-членов ОПЕК, цена в 70 долларов на самом деле не устраивает никого. Даже Саудовской Аравии, которая и продавила решение добычу не снижать, необходимы 104 доллара за баррель. Но мотив понятен: снизить добычу — потерять долю рынка. Лучше пока продавать дешевле, чем глобально рисковать репутацией надежного поставщика.
"Интересы России в настоящий момент — это не сокращать добычу нефти. И мы понимали, что ОПЕК не примет решения о сокращении, более того, мы к этому решению никак не подталкивали и никак не подсказывали, что такое решение нужно принимать. В настоящий момент такое решение исключительно защищает интересы российских нефтяных компаний, в том числе и интересы российского бюджета, и для нас это планируемые действия. Мы понимали, что, безусловно, это будет связано с ценой рубля, поскольку сегодня есть плавающий курс, так, как рубль себя ведет, он, безусловно, реагирует на изменения цены на энергоресурсы, но все эти мероприятия нами были просчитаны. Более того, мы понимаем, как реагировать", — подчеркнул первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов.
"Рынок будет скорректирован, и сегодняшнее снижение и корректировка цен, которые происходят, повлияют благоприятно, уйдут дорогие неэффективные проекты. Цена, на наш взгляд, будет установлена в течении среднесрочного периода до уровня, который является для нефтегазовых компаний и стран-экспортеров комфортным", — считает Александр Новак, министр энергетики РФ.
"Считаю, что в среднем по итогам 2015 года цена может колебаться от 70 до 75 долларов. Даже худший сценарий — при стоимости нефти ниже 60 долларов — не будет являться драматичным для "Роснефти". Мы будем продолжать работать. Компания имеет самую низкую в мире себестоимость добычи, что позволяет нам достаточно уверенно проходить кризисные ситуации на рынке", — заверил Игорь Сечин, председатель "Роснефти".
В российском бюджете будущего года заверстаны 96 долларов за баррель. При этом часть нефтедоходов предполагалось направить в Резервный фонд. Копить, возможно, пока не получится. Но запас прочности казны — уверены в правительстве — по-прежнему высок.
"Наш бюджет рассчитан в рублях, поэтому ему ничего не угрожает", — сказал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев.
С задачей номер один кабмин определился — держать под контролем инфляцию. Понятно, что импортные товары по скорректированному курсу подорожают, а значит, выгоднее станет производить у себя.
"Основным нашим обязательством сейчас является разворачивание планов по импортозамещению. Мы научились наполнению российского рынка отечественной сельхозпродукцией и продуктами питания, за последние восемь лет осуществили большое количество проектов. Эти проекты большей частью успешны. Теперь мы разворачиваем промышленные проекты. И тогда никакие проблемы, связанные с изменением курса, не будут нам страшны. Или с падающей ценой на нефть. Потому что произведенное в РФ не будет зависеть от внешней конъюнктуры. Нужно научиться как можно больше потреблять и производить отечественного", — уверен Игорь Шувалов.
Правительство сейчас просчитывает различные экономические сценарии. Но при любом раскладе есть понимание, в каком направлении двигаться дальше.
Вести.ру