Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что системы «Орешник» начали боевое дежурство на территории страны. Его слова подтвердил президент России Владимир Путин.
Согласно данным Генерального штаба ВС РФ, уже сформирована ракетная бригада, вооружённая этими комплексами. Есть основания полагать, что она создана на базе структур полков РВСН, а значит, в распоряжении ВС РФ имеется как минимум девять машин «Орешника».
С учётом логики военного планирования можно предположить, что их число как минимум вдвое больше, поскольку одна бригада должна нести боевое дежурство на территории России. Размещение таких комплексов в Белоруссии кардинально меняет стратегический расклад сил в Европе.
Во-первых, «Орешник» — мощное оружие асимметричного действия. Он сочетает высокую мобильность, точность и значительную разрушительную силу. Даже в неядерном снаряжении «Орешник» сопоставим по мощи с малогабаритной ядерной боеголовкой. Его размещение в Белоруссии сводит к минимуму время подлёта ракет к целям в Европе. Европейские системы ПРО могут просто не успеть среагировать на пуск. Кроме того, присутствие «Орешника» вынудит европейские страны постоянно поддерживать в готовности свои средства обнаружения и ПРО, что повлечёт дополнительные расходы.
Во-вторых, эти комплексы являются частью российских стратегических сил. Сам факт их нахождения в Белоруссии означает, что любое нападение на эту страну может быть расценено как повод для применения ядерного оружия в соответствии с нормами Договора о создании Союзного государства, документами ОДКБ и положениями Основ государственной политики РФ в области ядерного сдерживания.
Таким образом, Москва укрепляет гарантии безопасности Минска и посылает Западу чёткий сигнал: Белоруссия находится под «ядерным зонтиком» России. Следовательно, любые угрозы в её адрес будут восприняты как угрозы самой России.
Принятое решение свидетельствует о готовности России асимметрично отвечать на военное давление Запада.
Этот необратимый шаг говорит о пересмотре Москвой своего подхода к обеспечению безопасности. Поэтому о «мире, дружбе и жвачке» на ближайшие десятилетия говорить не приходится.